В Санкт-Петербургской консерватории пройдут Бражниковские чтения

С 10 по 12 октября 2016 года в Санкт-Петербургской государственной Консерватории пройдет ежегодный международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения». Мероприятие состоится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В этом году симпозиум «Бражниковские чтения» посвящен 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон и восточнохристианской певческой традиции.

В рамках симпозиума пройдут:

Участвовать в симпозиуме будут ведущие ученые в этой области из России, Белоруссии, Сербии и США. За три дня пройдут 10 мероприятий, среди которых 6 научных заседаний, предполагающих работу нескольких тематических секций; выставка в Российской Национальной Библиотеке, на которой впервые будут представлены нотированные рукописи XI–XVII вв. русской и греческой средневековых традиций; мастер-класс Николы Попмихайлова (Сербия), выдающегося специалиста в области восстановления средневековой сербской певческой традиции, открытая лекция педагогов кафедры древнерусского певческого искусства о гимнографии и ее воплощении в музыке Пахомия Логофета, афонского монаха, переехавшего жить в Московскую Русь в 15 веке; и праздничный концерт в храме Федоровской иконы Божией Матери. Исполнители – Никола Попмихайлов (Сербия), Весна Сара Пено (Сербия), ансамбли «Знамение», «Ключ разумения», «Путь».

Начинается симпозиум Панихидой по трудникам, на ниве церковного пения просиявшим. Все мероприятия иллюстрируется исполнением православных песнопений России, Византии, Сербии силами вокальных ансамблей кафедры древнерусского певческого искусства.

Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения» в Ленинградской / Санкт-Петербургской консерватории имеет своим началом конференцию, посвященную памяти выдающегося ученого, педагога, композитора, основоположника научного направления русской музыкальной медиевистики, профессора Ленинградской консерватории, доктора искусствоведения Максима Викторовича Бражникова. Впервые конференция была проведена по инициативе и силами учеников М. В. Бражникова (молодых преподавателей, аспирантов и студентов) в апреле 1974 года. С 1996 года в состав организаторов «Бражниковских чтений» включены Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, а затем – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и, наконец, Отдел рукописей Библиотеки Российской академии наук, и с этого времени конференция получила статус международного научно-творческого симпозиума и проводится ежегодно. Проблематика симпозиума основывается на важнейших культурно-исторических приоритетах, входящих в государственные программы Российской Федерации. Так, например, в конце 80-х гг. XX в. «Бражниковские чтения» были посвящены 1000-летию Крещения Руси, в 2014 году симпозиум был посвящен 700-летию преподобного Сергия Радонежского, а в 2015-м – равноапостольному князю Владимиру, юбилей которого отмечался во всем мире. По материалам симпозиума издано более десяти сборников научных работ.

С подробной программой симпозиума можно ознакомиться на сайте Санкт-Петербургской Консерватории.

https://vk.com/club6219794


12 октября в 19 часов в Феодоровском соборе (ул.Миргородская, д.1) состоится концерт, на котором прозвучат песнопения византийской, сербской, древнерусской традиций. Исполнители – гости из Сербии Никола Попмихайлов и Весна Сара Пено, вокальные ансамбли Санкт-Петербургской консерватории «Знамение» (художественный руководитель – Татьяна Швец) и «Ключ разумения» (художественный руководитель – Наталья Мосягина), мужской певческий ансамбль «Путь» (художественный руководитель – Алексей Фофонов).
Концерт состоится в рамках ежегодного международного научно-творческого симпозиума Бражниковские чтения, который в этом году приурочен к 1000-летию русского монашества на святой Горе Афон и посвящен восточнохристианской певческой традиции. Симпозиум проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018)» на 2016 год.
Санкт-Петербургские коллективы представят уникальные средневековые распевы северорусских монастырей, многоголосие эпохи раннего русского барокко, а также песнопения, сложившиеся под влиянием Афонской традиции пения, найденные в старинных киево-литовских ирмологионах. Никола Попмихайлов и Сара Весна Пено познакомят публику со старинным церковно-певческим наследием сербских монастырей и с музыкальным творчеством великих византийских протопсалтов. Многие песнопения позвучат впервые.

Вход на концерт свободный.


В рамках ежегодного Международного научно-творческого симпозиума Бражниковские чтения 10 октября 2016 года с 18:30 до 20:00 в конференц-зале (аудитория №537) Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова (ул. Глинки, 2) состоится мастер-класс художественного руководителя сербского византийского хора «Моисей Петрович» Николы Попмихайлова (Белград, Сербия). Тема мастер-класса: Певческое наследие Византийской церкви – афонская традиция.
Студентам будут представлены основные характеристики стиля византийского пения в непрерывной традиции монашества Святой Горы Афон. Мастер-класс включает две части: теоретическое введение и практическую работу с группой. На примере гимна «Иже херувимы» первого гласа участники мастер-класса освоят: интервалы, исон и мелизматические украшения, характерные для Афонской традиции византийского пения.

Никола Попмихайлов родился в 1968 году в Белграде. Общую историю изучал на Филоcофском факультете и защитил диплом в области истории Византии. В Афинской национальной консерватории получил диплом по византийской церковной музыки в классе профессора г. Михаила С. Макриса.
С 1994 года был певчим в храме Иоанна Богослова, а с 1996 года стал протопсалтом этого храма. С 2015 года является протопсалтом и руководителем хора монастыря св. Архангела Гавриила в Земуне (г. Белград). В 2003-2009 годах преподавал византийскую церковную музыку на Богословском факультете Белградского университета и одновременно был учителем церковного пения в самых известных монастырях сербской Церкви (Ковиль, Жича и др.). С 1993 сотрудничает с хором монастыря Ковиль. С 1994 является членом ансамбля Драгослава Павле Аксентиевича. С 1996 руководит сербским византийским хором «Моисей Петрович». С 2003 руководит ансамблем «Чалгия Моисей Петрович». В 2009-2015 годах преподавал в Летней школе Международного фестиваля «Академия православной музыки» в Санкт-Петербурге. Сотрудничает с ансамблем Teatrum Instrumentorum (Болонья, Италия).
Никола Попмихайлов – член Общества музыкальных артистов Сербии. В 1999 году он признан в качестве свободного артиста. Церковное пение преподает в Псалто-певческой школе Моисей Петрович в Белграде, является автором первого учебника по церковной музыке на сербском языке «Водич за појце кроз савремену неумску нотацију» (2007) и одним из авторов учебника для семинарий и православных гимназий «Осмогласник - Старо српско појање» (издательство Святого архиерейского Синода Сербской Православной Церкви, 2011).





В рамках ежегодного международного научно-творческого симпозиума Бражниковские чтения 12 октября 2016 года с 13:00 до 14:30 в конференц-зале (аудитория №537) Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (ул. Глинки, 2) состоится открытая лекция кандидата филологических наук Марины Сергеевны Егоровой и профессора, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России Альбины Никандровны Кручининой.

Тема открытой лекции: «Живоносная мертвость» иноческого жития в гимнографии Пахомия Логофета: герменевтика текста и распева. Открытая лекция пройдет в рамках ежегодного международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения», который в этом году приурочен к 1000-летию русского монашества на святой Горе Афон и посвящен восточнохристианской певческой традиции.

Лекция посвящена проблеме взаимодействия гимнографического текста и его распева в традиции знаменного пения XVI — первой половины XVII века. В центре внимания находится один из важнейших топосов богослужебной поэзии, представленный в творчестве афонского монаха, приглашенного на Русь в 40-х гг. XV века — Пахомия Серба (Логофета). Топос «живоносная мертвость» и круг связанных с ним мотивов (отречение от мирской жизни, умерщвление плоти, духовная брань, дары исцеления и прозорливости, учительство, а также почитание цельбоносных мощей) воплощается в пахомиевых службах русским преподобным святым как на уровне поэтических текстов, так и на уровне роспевов, которые создают особое художественное пространство и служат средством истолкования смысла.
Гимнографические тексты из служб прп.Варлааму Хутынскому, Сергию Радонежскому и Кириллу Белозерскому, созданные Пахомием Логофетом в XV веке и истолкованные в течение столетия выдающимися русскими роспевщиками, раскрывают всю глубину и многозначность известного с древнейших времен топоса. Рассмотрев его происхождение и развитие в литургической традиции, авторы лекции предлагают свою концепцию герменевтики слова и распева в нераздельности музыкально-поэтического целого, свойственного культуре восточнохристианского средневековья и связанного с литургической функцией песнопений святым.
Лекция адресована исследователям русской средневековой культуры, книжности, певческого искусства, преподавателям, студентам, аспирантам гуманитарных специальностей, а также всем просвещенным любителям церковного певческого искусства. Авторы надеются привлечь внимание исполнителей к нетленной красоте древнерусских песнопений, к сожалению, ушедших из практики современного клироса и зачастую не находящих художественного воплощения в современном концертном исполнительстве.





В рамках ежегодного международного научно-творческого симпозиума Бражниковские чтения 11 октября в 16 часов в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки откроется выставка «Афонские певческие памятники и службы афонским святым в рукописных собраниях Российской национальной библиотеки», где будут представлены нотированные рукописи Х–XVIII вв., привезенные из афонских монастырей, а также подаренные Библиотеке афонскими иноками. На ней впервые можно будет увидеть нотированные рукописи XI–XVII вв. русской и греческой средневековых традиций.
Во время открытия выставки прозвучат древнерусские и греческие песнопения, в исполнении ансамбля Санкт-Петербургской консерватории «Знамение» (художественный руководитель – Татьяна Швец) и ансамбля «Ключ разумения» (художественный руководитель – Наталья Мосягина).

Три нотированные греческие рукописи XIV–XV веков в 1860 году поступили в Императорскую Публичную библиотеку от князя Михаила Дмитриевича Волконского, увлекавшегося древними традициями церковного пения. Вероятно, эти манускрипты были выбраны благодаря помощи монаха Азарии из Русского Святого Пантелеимона монастыря на Афоне, прекрасного знатока певческих рукописных книг, списки с которых он делал по поручениям ученых в монастырских библиотеках Афона. В двух рукописях сохранились записи, о принесении их в дар в «Российско-Императорскую публичную библиотеку» от монахов Зографского монастыря – настоятеля Архимандрита Анфимия с братиею. Эти кодексы являются уникальным источником для изучения византийской нотации, а также позволяют составить представление о работе над составлением и упорядочением церковных певческих книг, над которыми работал и известный музыкант и теоретик Иоанн Кукузель.

Позднее в 1883 году Отдел рукописей Императорской Публичной библиотеки пополнил собрание греческих манускриптов, приобретя ценнейшую коллекцию епископа Порфирия Успенского – ученого-богослова, инициатора и организатора первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося русского востоковеда, византиниста, слависта, археолога, этнографа, археографа, текстолога, палеографа, историка, искусствоведа, доктора эллинской словесности, автора множества научных трудов. Одно из его многочисленных путешествий было связано с поиском древних рукописей, сохранивших звучание церковных песнопений Византии, на Святой Горе Афон. В коллекции Порфирия Успенского были как полные кодексы, так и отдельные листы, найденные им в библиотеках Симонопетрского, Ватопедского, Кутлмушского монастырей на Афоне.

На выставке будут экспонироваться и русские певческие рукописи XV-XVIII вв., в состав которых вошли песнопения, посвященные афонским святым – Григорию Паламе, Афанасию Афонскому, Онуфрию Великому, почитавшимся в России.

В одном из разделов выставки будут представлены певческие рукописи с образцами эфиопской системы нотной записи. Здесь же можно познакомиться с разными видами нотаций, помещенными в таблицы, составленными Николаем Федоровичем Финдейзеным – музыковедом, педагогом, издателем «Русской музыкальной газеты» для курсов музыкальной археологии и палеографии в Археологическом институте.

Иллюстрации:

  1. Ирмолог (РНБ Греческая 121, 1302 г.)
  2. Пападики – Матиматарий (РНБ Греческая 126, вторая пол. XV в.)
  3. Песнопения из службы преподобному Афанасию Афонскому (РНБ Кир.-Бел. 586/843, 1589–1591 гг.)