Международный симпозиум к 150-летию СПб консерватории

Международный симпозиум, посвященный 150-летию со дня основания консерватории «Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы» прошел с 20 по 22 сентября 2012 года в камерном зале (аудитория №9) Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Международный симпозиум
Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы
20–22 сентября 2012
Камерный зал Санкт-Петербургской консерватории (аудитория № 9)

:

20 СЕНТЯБРЯ, четверг

10.30–11.00. Регистрация участников
11.00. Приветствие участникам и гостям симпозиума – ректор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист РФ, профессор Михаил Ханонович ГАНТВАРГ

1. Пленарное заседание
Санкт-Петербургская консерватория в европейском
историческом контексте: концепции, идеи, международные связи

Ведущие: Н. И. Дегтярева, К. В. Зенкин

Татьяна Сергеевна БЕРШАДСКАЯ (СПбГК)
Борис Владимирович Асафьев, Юрий Николаевич Тюлин, Христофор Степанович Кушнарев – основатели ленинградской школы теории музыки

Константин Владимирович ЗЕНКИН (Московская консерватория)
Мария Юдина как вершина петербургской фортепианной школы первой половины XX века

Екатерина Николаевна ДУЛОВА (Белорусская государственная академия музыки)
Белорусская государственная консерватория (Академия музыки): петербургские страницы истории

Шосе АВИНЬОА (Университет Барселоны, Испания)
Антон Рубинштейн в Испании.

Рената СУХОВЕЙКО (Ягеллонский университет Кракова, Польша)
Генрик Венявский в Санкт-Петербурге: первый солист Его Императорского Высочества, музыкант-ансамблист, профессор Консерватории

Патрик ЗУК (Университет Дарема, Великобритания)
Ранние романсы Н. Мясковского на сл. З. Гиппиус

Доротея БАУМАН, генеральный секретарь Международного музыковедческого общества / IMS (Университет Цюриха, Швейцария)
Эрнест Ансерме: советские гастроли 1928 года и интерпретация сочинений петербургских композиторов

Марина Павловна РАХМАНОВА (ГИИ, Москва)
Сборник воспоминаний о Римском-Корсакове как научная задача

14.00–15.00. Перерыв

2. Петербургская композиторская школа: истоки, традиции, имена

15.00–18.00.

Ведущие: Р. Н. Слонимская, Н. А. Брагинская

Леонид Евгеньевич ГАККЕЛЬ (СПбГК, Мариинский театр)
Если не сказано – нужно ли о том говорить?

Мария Николаевна ЩЕРБАКОВА (СПбГК, Библиотека Мариинского театра)
Об итальянских истоках русской композиторской школы: культурологический дискурс

Татьяна Андреевна ЗАЙЦЕВА (СПбГК)
Не будь М. Балакирева и А. Рубинштейна, судьбы музыкальной России были бы совершенно другие

Тамара Закировна СКВИРСКАЯ (СПбГК)
Чайковский в Петербургской консерватории

Ольга Владимировна ОНЕГИНА (СПбГК)
С. М. Ляпунов в Петербургской консерватории

Иван Сергеевич ФЕДОСЕЕВ (СПбГК)
Валерий Викторович ГЛИВИНСКИЙ (Нью-Йорк)
Санкт-Петербургская классическая школа: миф или реальность?

Светлана Корюновна САРКИСЯН (Ереванская консерватория)
Римский-Корсаков и последователи: развитие одной мифологемы в русской музыке

Гжегож ВИШНЕВСКИЙ (Варшавская Театральная академия, Польша),
Наталия Александровна БРАГИНСКАЯ (СПбГК)
От Римского-Корсакова до Лютославского: польская ветвь петербургской композиторской школы

Раиса Николаевна СЛОНИМСКАЯ (СПбГУКИ, РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА)
В. В. Щербачев в Петербургской консерватории

Ольга Ивановна КУЛАПИНА (Саратовская консерватория)
Творческие устремления композитора и педагога В. В. Пушкова

Геннадий Григорьевич БЕЛОВ (СПбГК)
Композиторская школа Д. Д. Шостаковича сегодня

21 СЕНТЯБРЯ, пятница

3. Научные и научно-педагогические школы Санкт-Петербургской консерватории (I)

11.00–14.00

Ведущие: З. М. Гусейнова, Г. В. Лобкова

Зивар Махмудовна ГУСЕЙНОВА (СПбГК)
Традиции изучения отечественной музыкальной культуры в Санкт-Петербургской консерватории

Людмила Михайловна МАСЛЕНКОВА (СПбГК)
Ленинградская школа сольфеджио

Валерий Васильевич СМИРНОВ (СПбГК)
А. В. Оссовский – основоположник научной школы исторического музыкознания в Санкт-Петербургской консерватории

Владимир Владимирович ГОРЯЧИХ (СПбГК),
Валентина Павловна ШИРОКОВА (СПбГК)
Аналитическая школа Е. А. Ручьевской

Лариса ДЖЕКСОН (Университет Хьюстона, США)
Римский-Корсаков и концепция гармонии в России и Германии XIX века

Галина Владимировна ЛОБКОВА (СПбГК)
История становления этномузыкологической школы Санкт-Петербургской консерватории

Альбина Никандровна КРУЧИНИНА (СПбГК)
Кафедра древнерусского певческого искусства в современном культурном процессе

Андрей Александрович АЛЕКСЕЕВ (СПбГК)
Н. И. Заремба – профессор класса специальной теории. Ученики и наследники

14.00–15.00. Перерыв

3. Научные и научно-педагогические школы Санкт-Петербургской консерватории (II)

15.00–18.00.

Ведущие: Л. Г. Ковнацкая, А. П. Милка

Аркадий Иосифович КЛИМОВИЦКИЙ (СПбГК, РИИИ)
Ю. Н. Тюлин: взгляд из ХХI века

Людмила Григорьевна КОВНАЦКАЯ (СПбГК, РИИИ)
Учитель и ученики: научные идеи М. С. Друскина в проекции на педагогику

Кира Иосифовна ЮЖАК (СПбГК)
О ленинградской – петербургской школе полифонии

Сергей Владимирович ФРОЛОВ (СПбГК)
Асафьевской школе посвящается: о музыкальных интенциях в первом Посвящении «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой

Нина Александровна БЕРГЕР (СПбГК)
Идеи А. Л. Островского, А. Н. Должанского, Т. С. Бершадской: взгляд со стороны практики

Аэлита Владимировна ГУСЕВА (СПбГК)
Теория интонации Б. Асафьева в современном учебном процессе

Елена Васьяновна ПОРФИРЬЕВА (Казанская консерватория)
Роль Петербургской консерватории в становлении традиции академического музыкального образования в Среднем Поволжье

Борис Вадимович КУЛАПИН (Саратовский областной колледж искусств)
Преемственность формулы музыкального искусства в научной школе петербуржцев (стендовый)

22 СЕНТЯБРЯ

IV. Из истории Петербургской консерватории

11.00–14.00.

Ведущие: Л. Г. Данько, И. Е. Рогалев

Наталья Юрьевна КАТОНОВА (СПбГК)
К истокам. История РМО, Санкт-Петербургской и Московской консерваторий в документах Российского Государственного Исторического Архива

Наталья Ивановна ДЕГТЯРЕВА (СПбГК)
К. Ю. Давыдов – четвертый директор Санкт-Петербургской консерватории: из неопубликованной переписки

Лариса Георгиевна ДАНЬКО (СПбГК)
Растить мыслящих художников: из истории музыковедческого факультета

Эра-Софья Суреновна БАРУТЧЕВА (СПбГК)
Из истории музеев Консерватории: вчера, сегодня, завтра

Игорь Ефимович РОГАЛЕВ (СПбГК)
Вторая симфония Шостаковича: музыкальное приношение эпохи социалистического реализма

Ольга Павловна САЙГУШКИНА (СПбГК)
Из истории диссертационного совета Ленинградской консерватории

Михаил Иванович АЛЕЙНИКОВ (СПбГК)
Л. А. Саккетти: личность, педагог, ученый

Елена Викторовна ГОНЧАРОВА (СПбГК)
Проект «Энциклопедический словарь Санкт-Петербургской консерватории»

14.00–15.00. Перерыв

V. Петербургские исполнительские традиции

15.00–18.00.

Ведущие: Д. Н. Часовитин, М. В. Смирнова

Сергей Михайлович МАЛЬЦЕВ (СПбГК)
Фортепианная школа Т. Лешетицкого – А. Есиповой как одно из основных направлений отечественного пианизма

Елена Дмитриевна СВЕТОЗАРОВА (СПбГК)
Хоровое пение в Петербургской консерватории во второй половине XIX – начале XX века.

Дмитрий Николаевич ЧАСОВИТИН (СПбГК)
Ранние романсы Л. В. Николаева

Иосиф Генрихович РАЙСКИН (Мариинский театр)
Петербургская исполнительская школа в Абхазии и Японии: сестры Анна и Мария Бубновы

Григорий Рафаэльевич КОНСОН (Академия им. Маймонида, Москва)
Баховские интерпретации Михаила Ваймана и Филиппа Хиршхорна

Марина Вениаминовна СМИРНОВА (СПбГК)
Профессор М. Н. Баринова как автор первого советского учебника по методике обучения игре на фортепиано

Семен Глебович ДЕНИСОВ (Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой)
Школа Н. И. Голубовской — В. В. Нильсена: методологические основы

Наталья Платоновна КОРЫХАЛОВА (СПбГК)
«Музыкальный конструктор» Ф. Соколова. Освоение основ музыкального языка через занятия сочинением и импровизацией: новый подход

Валентина Александровна ЯКУБОВСКАЯ (СПбГК)
Становление и развитие методики и истории исполнительского искусства на кафедре скрипки и альта Ленинградской-Санкт-Петербургской консерватории

Людмила Наумовна ГУРЕВИЧ (СПбГК)
Проблемы преподавания педпрактики на кафедре скрипки и альта

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., 3, Санкт-Петербургская государственная консерватория.
Контактный телефон: 8 (812) 312 10 32 (проректор по научной работе СПбГК, Дегтярева Наталья Ивановна)
Электронный адрес: science@conservatory.ru (с пометкой «для участия в симпозиуме»)

По материалам симпозиума планируется издание сборника статей. Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора материалов для публикации. Присланные материалы не возвращаются и не рецензируются.

Текст статьи в электронном и печатном виде представляется автором в дни проведения симпозиума.

Требования к оформлению текста:
Объем статьи – не более 20000 знаков.
Текстовый редактор Microsoft Word
Шрифт Times New Roman.
Межстрочный интервал – полуторный.
14 кегль в основном тексте, 12 — в примечаниях.
Все поля – 2 см.
Отступ для абзаца в автоматическом режиме 1,25 см.
Выравнивание текста – по ширине.
Сноски постраничные.
Библиографический список в конце статьи; ссылки на литературу в тексте – в квадратных скобках, номера страницы курсивом.