Основные положения программы развития СПб консерватории

На сайте доступны для просмотра основные положения программы развития Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова кандидата на должность ректора Михаила Ханоновича Гантварга.

Основные положения программы развития Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
кандидата на должность ректора
Михаила Ханоновича Гантварга

Старейшая российская консерватория, основанная в 1862 году по инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна, стоит на пороге своего 150-летнего юбилея. Многие поколения замечательных музыкантов внесли свой достойный вклад в создание и развитие нашей Alma Mater, в значительной степени определив высочайший уровень петербургского музыкального образования. Сохранение бесценных традиций композиторских, исполнительских и научных школ – одна из основных целей, стоящих на горизонте долгосрочного планирования развития Санкт-Петербургской консерватории. Гордость за достижения выдающихся предшественников – один из главных вдохновляющих стимулов для нашей дальнейшей работы.

Санкт-Петербургская консерватория не только один из ведущих музыкальных вузов России, перед которым стоят задачи подготовки высококвалифицированных исполнительских кадров и выполнения научных работ на самом высоком уровне. Сегодня консерватория представляет собой уникальный творческий комплекс, сочетающий в себе различные направления образовательной, театрально-концертной и научно-исследовательской деятельности. После реорганизации, осуществленной в 2007 году, Санкт-Петербургская консерватория превратилась в сложный, многомерный и своеобразный организм, аналогов которому пока нет не только в России, но и во всем мире. В единый учебно-научно-творческий производственный комплекс, помимо семи факультетов (фортепианный, оркестровый, народных инструментов, композиции и дирижирования, вокальный, режиссёрский, музыковедческий), входят такие творческие единицы, как Театр оперы и балета, Средняя специальная музыкальная школа и Фольклорно-этнографический центр имени А. М. Мехнецова.

Направления развития Санкт-Петербургской консерватории весьма разнообразны и разноплановы. Необходимо выделить основные проблемы, стоящие перед Санкт-Петербургской консерваторией не только в преддверии 150-летнего юбилея, но и в дальнейшей деятельности:

Учебно-методическая работа. Опираясь на неоценимый опыт наших выдающихся наставников, снискавших славу в музыкальной культуре ХХ века, нужно уделять пристальное внимание сохранению замечательных традиций петербургского музыкального образования, что особенно важно в условиях неизбежного вовлечения нашей консерватории в единое европейское образовательное пространство, возникающее в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Процесс сближения с системой европейского высшего образования и введение новшеств (двухуровневое обучение и внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц — системы кредитов) не должны подменить основные приоритеты консерватории, остающиеся неизменными с 1862 года, когда Антон Григорьевич Рубинштейн призывал первых учеников быть «смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека» и «выходить из этих стен не иначе как истинными художниками».

В условиях реформирования российской системы образования Консерватория должна сохранить свою активную позицию, выдвигая свои предложения в области образовательной политики. Важно усилить роль нашей консерватории при обсуждении предложений по структуре и содержанию основных образовательных программ, формируемых на основании новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Уникальность Санкт-Петербургской консерватории заключается в том, что с 2007 года консерватория реализует в рамках основной образовательной деятельности все уровни образования: начальное, основное общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское образование в сфере музыкального искусства, что открывает огромные возможности для осуществления непрерывного исполнительского роста молодых музыкантов.

Непростая ситуация, сложившаяся в условиях постоянно меняющегося законодательного поля вокруг утверждения нового Федерального стандарта среднего профессионального образования со сроком обучения 10 лет 10 месяцев и существования самой модели профессионального воспитания одаренных детей, требует постоянной работы со стороны руководства консерватории.

В связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, в качестве одной из форм послевузовской подготовки кадров вводится ассистентура-стажировка, что влечет за собой необходимость разработки образовательных программ на основе новых федеральных государственных требований.

Творческая деятельность Санкт-Петербургской консерватории весьма многогранна. Необходимо сделать так, чтобы система концертной деятельности отвечала современным задачам и была направлена на максимальное раскрытие творческого потенциала обучающихся, при том, что учебные потребности вуза всегда будут оставаться на первом месте.

Целью научной деятельности является укрепление авторитета вуза и позиционирование его в качестве важнейшего научного центра России в области музыкознания. В связи с предстоящим юбилеем особенная ответственность выпадает на долю исследователей, занимающихся историей становления Санкт-Петербургской консерватории и развития ее разнообразных школ. Необходимо расширять международные научные контакты, налаживая связи с зарубежными научными центрами и сообществами.

В рамках подготовки к 150-летию необходимо расширить информационное поле: развивать издательскую деятельность, создать циклы передач на телевидении и радио, раскрывающие исторические процессы консерватории.

Санкт-Петербургская консерватория остро нуждается в устойчивом материально-техническом и социально-экономическом развитии, обеспечивающем благоприятные условия для эффективной и качественной работы всего коллектива.

Предстоит огромная работа по приведению материально-технической базы консерватории в соответствие с современными требованиями. Необходимо обновлять весь парк музыкальных инструментов, предназначенных для учебных занятий, и каждый инструмент должен соответствовать высочайшим стандартам XXI века.

Требуется не только проводить ремонт существующих учебных аудиторий, но и осваивать новые площади для занятий. Огромная работа предстоит по реконструкции основного здания консерватории на Театральной площади, д. 3, здания по адресу: пер. Матвеева д. 1-а, в котором расположена Средняя специальная музыкальная школа и здания на Английской набережной д. 56, где в настоящий момент расположен Фольклорно-этнографический центр имени А. М. Мехнецова.

В центре внимания будет находиться и библиотека. Учитывая уникальную ценность библиотеки, консерватория должна проводить активную работу по сохранению фондов и пополнению их новыми изданиями. В целях расширения доступа к фондам других библиотек необходимо укреплять межбиблиотечные связи (в том числе и с зарубежными учреждениями).

Социально-экономическое развитие консерватории является приоритетным направлением программы. Главное в консерватории – ее преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты. Кадровая политика и наши социальные проекты будут направлены на создание таких условий, при которых каждый член коллектива чувствовал бы себя защищённым и мог бы наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Это относится ко всем возрастным категориям.

Преодолев трудные, нестабильные времена, мы обязаны создать такие условия для творческой и научной деятельности, которые позволяют сохранять и развивать знаменитые композиторские, исполнительские и научные школы Санкт-Петербургской консерватории.

М.Х. Гантварг