Новогодний балет «Щелкунчик»

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Театр оперы и балета консерватории и продюсерский центр «Berin Art» (Москва) представляют уникальный проект: новогодний балет «Щелкунчик».
Главные партии: солист Большого театра Юрий Баранов и артистка Большого театра Нина Гольская. Солисты Театра оперы и балета консерватории: Наталья Ториашвили, Олеся Гапиенко, Андрей Бесов, Илья Заботин. Балетмейстер-постановщик – Давид Авдыш. Художник-постановщик – Иван Совлачков. Либретто Давида Авдыша. Дирижер - Максим Алексеев.

Театр оперы и балета консерватории преподносит по-настоящему новогодний подарок всем зрителям - с 25 декабря по 9 января каждый день на сцене театра будет представлен самый праздничный и сказочный балет «Щелкунчик» (начало в 13 и 18 часов).

Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», поставленный известным хореографом Давидом Авдышем в Театре консерватории, это красочный и и невероятно красивый спектакль. В нем воплощены детские грезы, яркие мечты и жестокость реального мира. Балетмейстер-постановщик Давид Авдыш в творческом союзе с художником Иваном Совлачковым задумали спектакль, где в привычный гофмановский сюжет вплетены мотивы сказок Андерсена, а классическая хореография расцвечена вкраплениями современного танца. Удивительная музыка Петра Ильича Чайковского в сочетании с новаторскими идеями создателей спектакля органично вписывается в сценическое пространство театра: волшебная атмосфера рождественского сочельника, загадочный лес, населенный эльфами и порхающими бабочками, а также…другие сюрпризы в заново прочитанной истории.


«Щелкунчик» занимает особое место в творчестве Чайковского и является этапным событием в истории русского балета. Он сочинялся композитором в течение 1891-1892 г.г. Сюжет известной сказки Гофмана (в переделке Дюма-сына) знаменитый балетмейстер М.Петипа разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище императорских театров в Петербурге. Позже он сочинил сценарий для Чайковского. Ставил «Щелкунчика» и другой балетмейстер - Л.Иванов, в версии которого балет живет и сейчас на сценах ведущих театров мира.

Судьба «Щелкунчика» была очень противоречивой: он вызывал бурный успех у публики и страшное недовольство со стороны критики. Балет воспринимался публикой, как детская сказка, глубокая философская идея исчезала, скрытая роскошными декорациями и многочисленными «чудесами» сюжета. Стремление постановщиков к равновесию между музыкой и фабулой привели к великому множеству трактовок, именно поэтому «Щелкунчик» и сейчас остается благодатным материалом для творческих поисков наших современников.


Давид Авдыш - хореограф, режиссер-постановщик, автор оригинальных либретто к балетным и оперным спектаклям, заслуженный тренер России (2010). Выпускник Киевского хореографического училища (Класс В. Фидлера и А.Денисенко, 1970г.) и балетмейстерского отделения Ленинградской Консерватории (класс О. Виноградова 1980 год), которую окончил с отличием. В марте 1984 года стал дипломантом на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артистов балета.

По окончании консерватории был балетмейстером-постановщиком Омского музыкального театра, главным балетмейстером Ленэстрады, художественным руководителем балета в Мюзик-Холле, главным балетмейстером Пермского Государственного театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, балетмейстером и художественного руководителя в театр-варьете "Тройка". В настоящее время – балетмейстер театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории. В 2008 г. был награжден благодарностью президентом РФ В. Путиным.

За двадцать с лишним лет профессиональной деятельности работал в самых различных жанрах, поставил балеты (“Щелкунчик”, «Тщетная предосторожность», «Петрушка», «Мастер и Маргарита» и другие), оперы («Нос», «Самсон и Далила», «Травиата» «Поругание Лукреции»), музыкальные ревю для театров и варьете, эстрадные программы для звезд советской и российской эстрады (Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров), спортивные программы для лучших фигуристов мира (программы Евгения Плющенко последних лет), работал в кино и на телевидении.


Юрий Баранов. Солист Большого театра. Родился в Киеве. В 1991-96 гг. учился в Киевском хореографическом училище. Затем продолжил свое образование в Московской государственной академии хореографии. По окончании МГАХ в 1998 г. (педагог Игорь Уксусников) был принят в балетную труппу Большого театра.

Репертуар: вальс ("Лебединое озеро" П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского), кавалер Дамы сердца ("Фантазия на тему Казановы" на музыку В. А.Моцарта в постановке М. Лавровского), партия в балете "Пассакалья" (на музыку А. фон Веберна в постановке Р. Пети) - был в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре, друзья Колена ("Тщетная предосторожность" Л. Герольда, хореография Ф. Аштона), кубанцы ("Светлый ручей" Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - был в числе первых исполнителей этого балета, гран па, венгерский танец ("Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа, хореография Ю. Григоровича), Илларион ("Жизель" в редакции В. Васильева) Гурн ("Сильфида" Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга), Красс ("Спартак" А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича), Тибальд ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича).


Нина Гольская. Восходящая звезда Большого театра. Родилась в Москве в 1990 году.
В 2008 г. окончила Московскую государственную академию хореографии (педагог Марина Леонова) и была принята в балетную труппу Большого театра.
Начинала репетировать под руководством Марины Кондратьевой. В настоящее время ее педагогом-репетитором является Людмила Семеняка.

Репертуар: подруги Сванильды; Le Travail/Работа (четверка) ("Коппелия" Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева), па д'аксьон ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева), па де сис ("Сильфида", редакция Й. Кобборга), две виллисы ("Жизель" в редакции Ю. Григоровича), Французская кукла ("Щелкунчик" П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича), картина "Грезы Раймонды" ("Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича).

В 2010 г. исполнила партию Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро" П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции В. Бурмейстера) на Балетном фестивале в Савонлинне (Финляндия), затем исполнила эту партию в Государственном театре оперы и балета Республики Коми. Ту же партию танцевала с труппой Русского камерного балета "Москва" (хореография М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского, А.Вагановой) в Москве и Севастополе.

Награды:
В 2004 г. стала стипендиатом Фонда Галины Улановой.
В 2006 г. завоевала II премию Международного конкурса Юрия Григоровича "Молодой балет мира", проводимого в Сочи (младшая группа).
В 2009 г. была удостоена II премии XI Международного конкурса артистов балета и хореографов (соло, старшая группа).
В 2010 г. была удостоена Приза Нины Новак (художественного руководителя-директора Академии классического балета Венесуэлы) на Открытом конкурсе артистов балета России "Арабеск" в Перми.


Наталья Ториашвили, родилась в Тбилиси. С 1987 по 1995 гг. училась в Тбилисском хореографическом училище им. В. Чабукиани.

Работала с 1995-2000 Санкт-Петербургском государственном Театр оперы и балета Консерватории под руководством профессора Н. Долгушина. 2000-2001 Израель "Балет Израили". 2001-2003 Санкт- Петербургский Академический театр балета им. Л.Якобсона. 2003-2004 Имперский Русский балет под руководством Майи Плисецкой и Гедеминаса Таранды. 2004 – Санкт-Петербургский государственный Академический театр балета им. Л.Якобсона.
С 2000 года солистка Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
2002- Конкурс Италия г.Риети "Festival de la Danza"- 1 -ое место
Премия на фестивале им.Нуреева "За вдохновенное исполнение".
За время работы исполнены сольные партии в балетах:
"Жизель"- Жизель, Мирта
"Лебединое озеро"-Одетта, Одилия
"Щелкунчик"- Маша
"Онегин" (Дж. Кранко)- Татьяна
"Спящая красавица"- Аврора, принцесса Флорина
"Дон Кихот" - Китри
"Шахерезада"
"Корсар"
"Шопениана" - 7 вальс, 11 вальс
"Видение Розы"
"Симфония С"(Хореография Дж. Баланчина)
"Павана Мавра"(Хосе Лимон)
"Ромео и Джульетта"- Джульетта
"Вальпургиева ночь"
"Фея Кукол"


Олеся Гапиенко родилась в Ташкенте. В 1994 поступила в Ташкентское государственное узбекское хореографическое училище. В 2002 году с отличием его закончила. С 2001 года по 2005 год работала в ГАБТ им. А. Навои г. Ташкента на должности солистки балета. С 2005 по 2007 гг. работала в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. С 2007 по 2008 гг. артистка Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона. С 2008 года солистка Театра оперы и балета консерватории.

За время работы исполнены сольные партии в балетах: С. Прокофьев «Золушка», партия Золушки, хореография О.М.Виноградова, А. Эргашев «Хумо», партия Зулейхон, хореография Г. Алексидзе, П.Чайковский «Спящая красавица», па-де-де голубой птицы и принцессы Флорины, хореография М.Петипа. П.Чайковский «Лебединое озеро», па-де-труа и Одетта, Одиллия, хореография М.Петипа и Л.Иванова. А. Адан «Жизель» вставное па-де-де, Жизель, хореография Ж.Перро, Ж. Коралли, М. Петипа. П.Чайковский «Щелкунчик», партия Маши, хореография Д. Авдыша. Ч. Пуньи ( муз. вар. Дриго ) «Эсмеральда», па-де-де Дианы и Актеона, хореография А. Вагановой. «Па-де-катр», хореография Долина, «Пахита»,хореография М.Петипа
Лауреат XVIII международного конкурса артистов балета «Citta di Rieti».


Андрей Бесов, родился в Санкт-Петербурге. 1990-1998 – обучался в Академии Русского балета, в 1998 г. закончил обучение с дипломной работой на сцене Мариинского театра. Свою творческую деятельность начинал в Санкт-Петербургском театре балета Константина Тачкина - 1998-1999. 1999-2002 - Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, художественный руководитель, заслуженный артист, профессор Н.А. Долгушин. 2002-2004 - артист балета Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского - Михайловский театр. 2004-2005 - Teater "Vanemuine" г. Тарту (Эстония).
2006-2006 - LNO (Latvias Nacionala Opera - г. Рига (Латвия)). Сольные и корифейские партии в классических балетах. 2008 г. – принят на должность солиста балета в Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
За время работы исполнены сольные партии в балетах: Дезире - "Спящая красавица" хореография М.Петипа, Зигфрид - "Лебединое озеро" хореография М.Петипа, Ромео - "Ромео и Джульетта" хореография Н.Н.Боярчикова, Принц - "Щелкунчик" хореография Д.Авдыша , «Пахита» хореография М.Петипа, па-де-де «Диана и Актеон» хореография А.Я.Вагановой, Принц - «Золушка» хореография О.М.Виноградова, Альберт - «Жизель» хореография Ж.Перро,Ж. Коралли, М. Петипа.


Илья Заботин. Родился в Ленинграде. В 2003 году закончил Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуреева. С 2003—2007 — солист Государственного Академического театра им. Л. Якобсона. С 2007 г. — ведущий солист Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Работа со многими современными хореографами. Репертуар: "Жизель" (Альберт), "Лебединое озеро" (Зигфрид, Ротбард), "Ромео и Джульетта" (Ромео, Тибальд), "Щелкунчик" (Принц), "Золушка" (Принц), "Кармен" (Хозе, Юноша), "Пахита", "Баядерка" (Солор), "Корсар" (Али), "Пламя Парижа", "Дон-Кихот" (Базиль), "Фея кукол" (Пьерро), "Экстаз", "Вечный идол" (хор. Л.В. Якобсона), "Обезумевший диктатор" (хор. Л.В. Якобсона), "Клоп" (Танцор"), "Вигано" (хор. Г.Д. Алексидзе), "Венский вальс" (хор. Л.В Якобсона).


Максим Алексеев получил музыкальное образование в Ленинградском Хоровом училище имени М.И.Глинки. С отличием закончил Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по двум специальностям: хоровое дирижирование у Е.П.Кудрявцевой (в 2000г.) и оперно-симфоническое дирижирование у Н.Г.Алексеева (в 2003г.). Затем продолжил обучение в аспирантуре, которую закончил в 2005г.
В 1999 — 2001гг. работал ассистентом главного дирижёра в Ульяновской филармонии. С 2001 года дирижёр театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории, где за эти годы продирижировал более 30 различных спектаклей, среди которых «Иоланта», «Евгений Онегин», «Так поступают все», «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро», «Лебединое озеро», «Золушка» и др.
Постоянно участвует в различных фестивалях, проводимых консерваторией.
Максим Алексеев выступает с симфоническими программами с оркестрами Санкт-Петербурга. С 2007 года дирижирует концертами в Санкт-Петербургской филармонии. В качестве приглашённого дирижёра сотрудничал с различными оркестрами в России и за рубежом, в числе которых Эстонский Национальный симфонический оркестр, Корейский симфонический оркестр, оркестр Чешского Национального театра. Является приглашённым дирижёром в Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии.