ГУСЕЙНОВА ЗИВАР МАХМУДОВНА


Кафедра: истории русской музыки

Занимаемая должность: заведующая кафедрой, профессор

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор искусствоведения

Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1975, музыковедение; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1980 году

Сведения о диссертациях: «Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности 11-14 вв» (к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации, 1982); «“Извещение” Александра Мезенца и теория музыки XVII века» (1995)

Общий трудовой стаж с 1969 года

Педагогический стаж работы в вузе с 1983 года

Преподаваемые дисциплины: история русской музыки, музыкальное источниковедение и текстология, теория музыки Древней Руси; научное руководство дипломными работами и диссертациями аспирантов

Зивар Гусейнова известный специалист в области древнерусской и классической русской музыки.
В 1991/92 годах прошла стажировку в Университете штата Вирджиния (США) под руководством выдающегося исследователя византийской и славянской музыки профессора М. Велимировича.
Автор около 80 научных работ, в том числе исследований «Русские музыкальные азбуки XV-XVI веков», «Фитник Федора Крестьянина» и др., отмеченных различными научными премиями. Выступила в качестве составителя и ответственного редактора боле 10 научных сборников. Принимала участие более чем в 100 научных конференциях в России и за рубежом с докладами по истории и теории русской музыки древнего и классического периодов.

Является заместителем председателя Диссертационного совета СПбГК и членом Диссертационного совета Российского института истории искусств. Более 20 раз выступала оппонентом на защитах докторских и кандидатских диссертаций.

Педагогическую деятельность начала после окончания Ленинградской Консерватории в Институте истории искусств (г. Ашхабад). В Ленинградской консерватории начала работать в 1983 году. В настоящее время является заведующей кафедрой Истории русской музыки, ведет специальные курсы у музыковедов и исполнителей. В классе по специальности З.М. Гусейновой подготовлено более 20 студентов, защищено более 10 кандидатских диссертаций.

Награды:

  • медаль к 300-летию Санкт-Петербурга (2004);
  • диплом, звание лауреата первой премии Третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения РАО (2000);
  • диплом III степени Конкурса учебных и научных изданий Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (2007);
  • диплом III степени Конкурса учебной и научной литературы Издательско-полиграфической ассоциации Университетов России (2013).

Член Диссертационных советов:
Д 210.018.01. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (17.00.02 – музыкальное искусство (искусствоведение);
Д 212.199.20. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (17.00.02 — музыкальное искусство (искусствоведение); 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, педагогические науки).
Д 210.014.01. Российский институт истории искусств (17.00.02 – музыкальное искусство (искусствоведение); 17.00.09 – теория и история искусства (искусствоведение).
Член Международного Общества теории музыки.
Член Жюри Всероссийского музыкального конкурса саундтреков к анимационным видеофильмам «Музыка и ВидеоАнимация» 2014.

Редакционно-издательская деятельность:

  • Главный редактор журнала СПбГК «MUSICIS» (СПб).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Opera musicologica» (СПбГК).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Вестник Башкирского университета» (Уфа).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета ПСТГУ». Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства (Москва).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета». Серия XV. Искусствоведение (СПб).

Педагогическая работа:
В настоящее время ведутся курсы: История русской музыки, Музыкальное источниковедение и текстология, Теория музыки Древней Руси и др. Осуществляется научное руководство дипломными работами и диссертациями аспирантов. В настоящее время защищено около 30-ти дипломных работ и около 20-ти кандидатских и докторских диссертаций.

Научная работа:
Выступление в качестве официального оппонента на защитах свыше 10 кандидатских и докторских диссертаций.
Выступление с докладами на Всероссийских и Международных конференциях, в том числе за рубежом (общее количество выступлений – более 100).

Список научных и учебно-методических публикаций:

  1. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере рукописи Соловецкого собрания № 690/751). Источниковедение литературы Древней Руси.
    Л., 1980 0,75

  2. Комбинаторный анализ знаменной нотации 11-14 вв. Музыка. Библиографический указатель. № 8. М., 1981. 1,8
  3. Древнерусская знаменная нотация 11-14 веков: проблема происхождения и дешифровки. Музыка. Библиографический указатель. № 12. М., 1981. 1
  4. Стихиры Евангельские – один из видов праздничных стихир (опыт текстологического исследования). Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12-18 веков). Л., 1983 0,8
  5. Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности 11-14 вв. (к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации). Автореферат. СПб., 1982. 1
  6. Знаменная нотация 12-14 вв. Материалы Всероссийской научно-практ. конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». М., 1984. 0,2
  7. Комбинаторный анализ знаменной нотации 11-14 веков. Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. 1
  8. Принципы знаменного распева по материалам музыкально-теоретических руководств 15-нач. 17 вв. Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. 0,5
  9. «Путные тайны» Азбуки Христофора. Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990. 1
  10. Руководства по теории знаменного пения 15 века: источники и редакции. Древнерусская певческая культура и книжность. Проблемы музыкознания. Вып. 4. Л., 1990. С. 20-46. 1,2
  11. Памятники русской духовной музыки. Тысяча лет русской церковной музыки. Серия 1. Том 1. Вашингтон, 1991 0,9
  12. О любви к Отечеству и ближнему своему. Советская музыка. 1991. № 9. 0,3
  13. Русский знаменный распев в первой половине 17 века (на англ. яз.). Cantus planus. Papers Read at the Fourth Meeting. Budapest, 1992. 0,3
  14. Музыкально-теоретические руководства 15 – 1 пол. 16 вв. Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992. 0,1
  15. Теоретические проблемы знаменного распева в «Азбуке» Александра Мезенца. Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика. М., 1994. 0,8
  16. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки 17 века. Монография. СПб., 1995. 12
  17. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки 17 века. Автореферат. СПб., 1995. 2
  18. Читая «Петербургский теоретикон». Музыкальная академия.1996. № 3.
  19. Александр Мезенец и прочие. «Извещение … желающим учитися пению». Монография. Челябинск, 1996. 7 (авт)
  20. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве. Рукописные памятники. Вып. 4. СПб., 1997. 1,4
  21. Особенности описания древнерусских нотированных рукописей. Петербургский музыкальный архив. Вып. 1. СПб., 1997. 0,3
  22. Современные проблемы музыкального образования. Музыкальное образование на Дальнем Востоке России. Хабаровск. 1998 0,4
  23. Киноварные пометы накануне реформы А. Мезенца. Наследие монастырской культуры. Вып. 3. СПб., 1998. 0.7
  24. «А сие в Кирилове монастыре поют…». Петербургский музыкальный архив. Вып. 2. СПб., 1998. 1,2
  25. «Иванова ночь на Лысой горе» Мусоргского. Петербургский музыкальный архив. Вып. 2. СПб., 1998. 1,1
  26. «Немногие слова Бородина…». Вестник СПб отделения Российской Академии естественных наук. Т. 2. 1998. № 3. 1
  27. Октоих нотированный (по материалам рукописей 15-17 вв.). Дни славянской письменности и культуры. Владивосток, 1998. Часть 1-2. А.С.Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Владивосток, 1999. 1,2
  28. Знаки древнерусской нотации. Справочник. СПб., 1999. 1,4
  29. Русские музыкальные азбуки 15-16 веков. Учебное пособие. СПБ., 1999. 8,25
  30. Азбуки казанского знамени. Рукописные памятники. Вып. 5. СПб., 1999. 1,25
  31. Русские композиторы 16-17 вв. Царскосельские чтения. Вып. 3. СПб., 1999. 0,2
  32. Ритмика знаменной нотации. Ритм и форма. СПб., 1999. 0,1
  33. Ирмологий (нотированный). Учебное пособие СПб., 1999. 3,3
  34. «Авторская» работа в русских теоретических руководствах 15-17 вв. Традиционная и духовная музыка. Наследие человечества. Ереван, 1999. 0,1
  35. Автограф романсов М.И.Глинки на стихи Е.П.Ростопчиной. Петербургский музыкальный архив. Сборник статей и материалов. Вып. 3. СПб., 1999. 0,7
  36. Смоленский С.В. и Петербургская консерватория. Петербургский музыкальный архив. Сборник статей и материалов. Вып. 3. СПб., 1999. 1
  37. Мелодические формулы-попевки в азбуках 17 века. Православие и культура этноса. Конференция в Институте этнологии и антропологии РАН. М., 2000 0,2
  38. Исполнительские указания в русской музыке 17 века. Царскосельские чтения IV. СПб., 2000. 0,3
  39. Памятники музыкально-теоретической мысли в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря 15-17 вв. Гимнология. Материалы Междунар. научн. конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского». М., 2000. 0,6
  40. Фитник Федора Крестьянина. Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. СПб., 2000. 0,5
  41. Фитник Федора Крестьянина. Исследование СПб., 2001 11,75
  42. Музыкальный театр раннего Глазунова (по материалам оперы «Рустем и Зораб»). Отражения музыкального театра. Сб. статей и материалов к юбилею Л.Г.Данько. Кн. 1. СПб., 2001. С. 121-143. 1,5
  43. Посвящение Там же. Кн. 2. СПб., 2001. 0,4
  44. М.В.Бражников – учитель и ученый Петербургские страницы русской музыкальной культуры. Сб. статей и материалов. СПб., 2001. 0,4
  45. От редактора Музыкальное наследие России: истоки и традиции. Сб. статей. СПб., 2001- 15 п.л. 0,1
  46. Ритмика знаменной нотации (по музыкальным азбукам 16-17 веков) Ритм и форма. Сб. статей. Ред. Н.Ю. Афонина, Л.П. Иванова. СПб., 2002 0,5
  47. «Скупой рыцарь» А.К. Глазунова Мифы и миры Александра Глазунова. Сб. статей. СПб., 2002. 12 п.л. 0,8
  48. От редактора Мифы и миры Александра Глазунова. Сб. статей. СПб., 2002. 12 п.л. 0,1
  49. Архивные материалы В.Г. Каратыгина в Российском институте истории искусств Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862-2002. Материалы Международной научной сессии. 0,1
  50. Создание интернет-портала для обучения музыкальным дисциплинам (совм. с Н.П. Никитиной и Е.С. Шипулиным) Информационные технологии в профессиональном образовании: возможности и перспективы//Материалы научно-практической конференции Гос. Муз. училища им. Гнесиных. М., 2002 1,5
  51. История древнерусской музыки: проблемы изучения и преподавания Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера // Материалы юбилейной научной конференции. Ред. И.Н. Баранова, К.И. Южак. Петрозаводск, 2002. 0,3
  52. «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 Российской национальной библиотеки Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. 1
  53. А.П. Бородин Энциклопедия «Три века Петербурга». Век 19. СПб., 2003. 0,3
  54. Музыкальные страницы «Духовного вестника грузинского экзархата» (1891-1906) Problems of Polyphony in sacred and securial Music. Tbilisi, 2001. 0,5
  55. Музыкальные страницы «Дневника» Н.В. Кукольника Три века Петербурга: музыкальные страницы. Сост. Гусейнова З.М. СПб., 2003 0,7
  56. Певческие циклы Обихода Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Вып. 4. Отв. ред. И.Е. Лозовая. М., МГК, 2003. 1,4
  57. Христианское вероучение в русских музыкально-теоретических трактатах XVII века Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: сборник статей / научный редактор В.А. Щученко - СПб: СПбГУКИ, 2004. 264 с. 1
  58. Три кокизника Соф. 461 Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 2 По материалам научной конференции «Бражниковские чтения-2004». Сост и научн. ред. Захарьина Н.Б. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та. 2005. С. 5–13. 0,75
  59. М.К. Михайлов: Письма к учителю Памяти Михаила Кесаревича Михайлова. Сб. материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904-2004). Сост. и отв. ред. Г.А. Некрасова. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та. 2005. 371 с. 1,8
  60. Певческие рукописи РНБ в исследованиях 19-20 вв. История в рукописях и рукописи в истории. Сб. научн. трудов к 200-летию Отдела рукописей РНБ. Сост. и научн. ред. Енин Г.П. СПб., изд. «Российская национальная библиотека», 2006. С.284 -298. 1
  61. «Авторская» работа в русских музыкально-теоретических руководствах XV-XVII вв. Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Международный музыковедческий ежегодник. Отв. ред. и сост. А.Аревшатян. Том. II. Ереван: 2005. С. 87-99. 0,7
  62. Забытый портрет А.Г. Рубинштейна 30 лет кафедре музыкальной критики. Сб. научн. статей. Сост. Л.Г. Данько и А.Г. Шнитке. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006. 0,5
  63. Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. Т. 1. / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко. СПб., Изд-во СПбГУ. 2006. С. 350-361. 0,7
  64. Кантата «Александр Невский». Несостоявшееся сочинение Н.А. Римского-Корсакова Художественный текст: явное и скрытое. Сб. научн. материалов./ Ред. Тимонен Т.Н., Купец Л.А. Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ. 2007 0,4
  65. Две редакции стихиры Григория Цамблака на Успение Богородицы Вестник ПСТГУ, серия V. № 1. Музыкальное искуство христианского мира. М.: изд-во ПСТГУ, 2007. С. 17-25. 1
  66. Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов – редакторы «Жизни за царя» Римский-Корсаков. Сб. статей. Петербургский музыкальный архив. Вып. 7. Отв. ред. Сквирская Т.З. СПб.: Композитор, 2008. С. 255-266. 0,5
  67. Научные традиции А.Н.Дмитриева в Санкт-Петербургской консерватории Анатолий Никодимович Дмитриев. К 100-летию со дня рождения: Статьи. Воспоминания. Документы. СПб.: тип. «Нестор-История», 2008. 0,3
  68. Из дневников М.О. Штейнберга Х Вишняковские чтения. Стратегия и тактика вузовской науки в регионе. Материалы международной научной конференции. Том II. СПб.-Бокситогорск, изд. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. 0,3
  69. Нотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века Гимнология («Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад»). Вып. 5. Сб. статей. Отв. ред. И.Е. Лозовая. М., изд. МГК, 2008. 0,8
  70. Архивные материалы Е.М. Орловой в Государственном доме-музее П.И. Чайковского в Клину Musicus. 2008 № 3 (12). 0,4
  71. Павловская-Боровик В.И. О методике преподавания пения Ф.В. Литвин Вокальная школа Петербургской консерватории. Страницы истории. Сб. научн. статей. Ред.-сост. З.М. Гусейнова,Т.В. Лымарева. СПб., 2008. С. 82-109. 1,5
  72. А.А. Спендиаров. Письма к Н.Ф. Финдейзену (по архивным материалам РНБ) Георгий Григорьевич Тигранов. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Воспоминания. Отв. ред. Э.С. Барутчева. СПб., изд. СПбГК, 2008. С. 148-169. 1,5
  73. Закономерности формообразования в знаменных песнопениях Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы Международной научной конференции 31 октября - 2 ноября 2006 г. Сост. и отв. ред. Л.С. Дьячкова М.: РАМ им. Гнесиных, 2008 С. 44-55 0,75
  74. Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в. Вестник ПСТГУ, серия V. Музыкальное искуство христианского мира. М.: изд-во ПСТГУ, 2008. С. 7-14 0,7
  75. С.В. Смоленский об изучении древнерусских песнопений Греко-русские певческие параллели. К 100-летию афонской экспедиции С.В. Смоленского/ Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. М., СПб.: Альянс-Архео, 2008. С. 39-46. 0,5
  76. Один из неосуществленных оперных проектов А.К. Глазунова Ораниенбаум. Страницы истории. Сб. статей. СПб.: Союз художников, 2008. С. 321-348. 0,9
  77. Энциклопедический словарь MUSICUS № 1 (14) 2009. С. 6-9 0,6
  78. Описание коллекций рукописных нотированных книг: проблемы и задачи Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. Материалы Международной конференции. М., изд. РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 390-396. 0,6
  79. «Сказка» Н.А. Римского-Корсакова, услышанная его друзьями Источниковедение истории культуры. Вып. 2. Сб. статей. Отв. ред. Э.А. Фатыхова-Окунева. СПб., Астерион, 2009. С. 41-51. 0,7
  80. Личные дневники Н.Н. Римской-Корсаковой Источниковедение истории культуры. Вып. 2. Сб. статей. Отв. ред. Э.А. Фатыхова-Окунева. СПб., Астерион, 2009. С. 71-75. 0,3
  81. О стихотворении А.Н. Апухтина «Певец во стане русских композиторов» Римский-Корсаков Н.А. Исследования и материалы. Сб. статей. Ред.-сост. Гусейнова З.М., Некрасова Г.А. СПб., изд. СПбГК, 2009. С. 91-102. 0,6
  82. Документы Лядова в фонде Абрамычева (РНБ) Непознанный А.К. Лядов. Сб. статей и материалов. Отв. ред. Зайцева Т.А. Челябинск, изд. MPI, 2009. С. 336-361. 1,7
  83. Фитные названия в теоретических руководствах XVII века Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Международный музыковедческий ежегодник. Отв. ред. и сост. А.Аревшатян. Том. III. Ереван: 2009. С. 204-213. 0,7
  84. Теоретическое пространство древнерусских нотированных рукописей Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Материалы международной научно-практической конференции. 27-29 ноября 2008 г. Часть 2. Ред.-сост. М.В. Воротной. СПБ., Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 30-35. 0,5
  85. Ранние Ирмологии Троице-Сергиевой Лавры Вестник ПСТГУ, серия V. Музыкальное искуство христианского мира. М.: изд-во ПСТГУ, 2009. С. 7-16 0,75
  86. Песня «С няней» М.П. Мусоргского в «свободном музыкальном пересказе» Из фондов Кабинета рукописей РИИИ. Вып. 5. Сост.-ред. И.В. Копытова. СПб.: изд. РИИИ, 2010. С. 51-59. 0,5
  87. Извещение о согласнейших пометах Православная энциклопедия. Т. XXI. М., изд. Православная энциклопедия, 2009. С. 554-556. 0,4
  88. «Имена знамению» Православная энциклопедия Т. XXII. М., 2009. С. 382-383. 0,2
  89. «Имена попевкам» Православная энциклопедия Т. XXII. М., 2009. С. 383. 0,2
  90. Знаменный распев: закономерности интонационного воплощения Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского // Научные труды МГК. Сборник 64. Ред.-сост. Скурко Е.Р., Е.И. Чигарева. М.: изд. МГК, 2009 С.194-200. 0,3
  91. Древнерусские распевы: многообразие музыкальных интерпретаций Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Материалы международной научно-практической конференции. 10-12 декабря 2009 г. Часть 2. Ред.-сост. М.В. Воротной. СПБ., Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 47-52. 0,4
  92. Письма Н.Н. Римской-Корсаковой к детям (по письмам к М.Н. Римскому-Корсакову) Н.А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы Международной музыковедческой конференции. Сост. Л.О. Адэр. СПб., изд. СПбГМТМИ, 2010. С. 6-11. 0,4
  93. Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 22-29. 0,5
  94. Октоих в рукописи Елисея Вологжанина Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПб., 2010. С. 22-28. 0,4
  95. Знаменная нотация XV века Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПб., 2010. С. 67-77. 0,6
  96. М.О. Штейнберг: первый год в Ташкенте Opera musicologica 2011, № 1 (7). С. 24-39. 0,9
  97. «Парад на Царицыном лугу» Г.Г. Чернецова: галерея музыкальных деятелей 1830-х годов Вестник Башкирского университета. 2011 № 2 том 16. С. 391-396. 0,6
  98. Певческие «соборнички» первой половины XVII века // Гимнология. Вып. 6. Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. Сост. И.Е. Лозовая. – М.: МГК, 2011.- С. 249-262. 0,8
  99. Музыкальное оформление мейерхольдовской постановки «Ревизора» Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Ч. II. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 0,5
  100. Музыкально-теоретические руководства в рукописях Троице-Сергиевой Лавры Theorie und Geschichte der Monodie. Band 3. Brno, 2011. P. 117-128. 0,75
  101. Мелодические украшения как элемент древнерусской монодии XVI Царскосельские чтения. Материалы междунар. научной конференции. 24-25 апреля 2012. Том III. СПб, ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. С. 253-256. 0,3
  102. Глюк и Пиччини, зачеркнутые Римским-Корсаковым Музыка: задуманное, забытое, возвращенное... Сб. научных статей / Сост. и отв. ред. З.М. Гусейнова, Г.А. Некрасова. СПб.: Изд. Политехн. ун-та, 2012.С. 176-193. 1,1
  103. Die Theotokia und Kreuzteotokia aus den Menaionbüchern als Gesangszyklus Theorie und Geschicte der Monodie / Band 6 Brno, 2012. S. 197-219. 1,4
  104. Знаменный распев в теории и практике обучения в Средневековой Руси Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: Междисциплинарный подход: Материалы международного симпозиума третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / Ред.-сост. В. И. Адищев. Великий Новгород; Пермь, 2012. С.139-146. 0,6
  105. Нотированный канон Василию Блаженному: о системе подобия в древнерусских рукописях Старинная музыка. 2012. № 3-4. С. 19-25. 0,9
  106. Теория фитного пения в конце XVIв. Opera Musicologica. 2012 № 3. С. 4-14 0,7
  107. Петербург и его серенады в творчестве А.С. Даргомыжского К 200-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского (1813-2013). Альманах. Отв. ред. И.А. Кудряшова Тула: изд. ТКИ им. А.С. Даргомыжского, 2013. С. 132-137. 0,4
  108. Проблемы церковной монодии MUSICUS 2012 № 4. С. 49-58 1,3
  109. «Авторские» музыкально-теоретические руководства 17 века Учебный справочник. СПб.: Изд. Политехнического ун-та, 2013. 2, 75
  110. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века. Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 37–49. 1
  111. Из истории первых публикаций об А. С. Даргомыжском Вестник СПбГУ. Серия15. Искусствоведение. 2013, № 4. С. 17–23. 0,5
  112. Традиции изучения отечественной музыкальной культуры в Санкт-Петербургской консерватории Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862-2012. СПб.: изд. Политехнического университета, 2013. С. 55-60. 0,5
  113. Об Олеге Федоровиче Шульпякове MUSICUS. 2014 № 4 (36). С. 38 0,1
  114. «Могучая кучка» в документах Н. Н. Римской-Корсаковой Наследие: XVIII–XIX века: сб. статей, материалов и документов. Вып. II. М.: МГК, 2013. С. 345-351. 0,5
  115. Первичные и вторичные тексты нотированной рукописи Музыкальная археография-2013. Сб. статей. Сост. Н. В. Заболотная М.: РАМ имени Гнесиных, 2013. С. 83-100. 1,1
  116. Орнаментика в пространстве знаменного текста Музыка и музыкальное образование в Средневековой Руси. Материалы всероссийского (с международным участием) симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Ред.-сост. В. И. Адищев. Курск-Пермь: Книжный формат, 2014. С. 52-62. 0,5
  117. Sticheraria und “Prazdniki”: zur Geschichte der Spaltung des Buches Theoirie und Geschichte der Monodie. Band 1. Red. M. Czernin, M. Pischlöger. Brno: Tribun EU, 2014. S. 329-377. 3
  118. «Светильны на царьския праздники» как певческий цикл Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 115-124. 0,6
  119. Древнее церковное пение: современные аспекты изучения Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота,. 2014. № 12. Ч. 2. С. 39-41. ISSN 1997-292Х. 0,3
  120. Пушкинские герои в опере Н. А. Римского–Корсакова «Моцарт и Сальери» «до» и «после» редактирования Вестник Башкирского университета. Т. 19, 2014. № 3.
    С.1012-1015. 0,4

  121. Певческие энциклопедии конца XVI - начала XVII века как отражение музыкальных тенденций своего времени. Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Международный музыковедческий сборник. Том IV. Отв. ред. и сост. А. Аревшатян. Ереван: Гос. центр Арм. духовной музыки, 2013. С. 226-239. 0,7
  122. Из недавнего прошлого Консерватории… MUSICUS. 2015 № 1 (41). С. 3-4. 0,2
  123. Они вернулись MUSICUS. 2015 № 2 (42). С. 3-10. 1
  124. Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 148-157. 0,8
  125. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015 том 15 № 3. С. 84-90. 1

Интернет-сайт: https://sites.google.com/site/gusejnovazm/home/

Prof. Zivar Gusseynova holds the degree of doctor of arts, the highest research degree in Russia, and is the vice-chancellor for research at the St Petersburg Conservatory and the head of the department of the history of Russian music. Z. Gusseynova studied the history and theory of music, in 1975 received her first degree from the Leningrad Conservatory, continued her studies there (under Prof. M. Mikhaylov’s supervision) and in 1980 gained her next academic degree. In 1996 she earned a senior doctorate (doctor of arts) with a thesis on Alexander Mezents’s Izveshcheniye and the 17th century music theory. She has published more than a hundred articles on early and classical Russian music. Z. Gusseynova has participated in international conferences in Russia and abroad