Кафедра медных духовых инструментов

СУМЕРКИН Виктор Васильевич

Кафедра: медных духовых и ударных инструментов
Занимаемая должность: Заведующий кафедрой, профессор
Ученое звание: профессор
Ученая степень: нет
Почетное звание: заслуженный артист Российской Федерации (1972), Народный артист Российской Федерации (2004)
Другие достижения: медаль «За доблестный труд»(1970), орден «Знак почета» (1981), Медаль «Ветеран труда»(1986), орден Почета (2009).
Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1957, тромбон; ассистентура-стажировка Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1963 году
Общий трудовой стаж с 1957 года
Педагогический стаж работы вузе с 1972 года
Преподаваемые дисциплины: специальный инструмент (тромбон)

Народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Виктор Васильевич Сумеркин принадлежит к числу видных мастеров инструментального исполнительства и является одним из ведущих представителей русской педагогики в области обучения игры на тромбоне как у нас в стране, так и за рубежом.
Яркий представитель Ленинградской - Петербургской исполнительской школы В.В. Сумеркин в 1957 году с отличием окончил Ленинградскую консерваторию, а в 1963 году - аспирантуру под руководством одного из известнейших профессоров М.Н. Буяновского. В год окончания консерватории В.В.Сумеркин становится лауреатом Ленинградского, Республиканского и Всесоюзного конкурсов исполнителей на духовых инструментах. В августе 1957 года он удостаивается звания лауреата Международного конкурса на Всемирном фестивале в Москве.
Исполнительская деятельность В.В. Сумеркина началась в 1957 году в оркестре Мариинского театра, с 1959 года в течение 30 лет он являлся солистом симфонического оркестра Ленинградской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, которым долгое время руководил Ю.Х. Темирканов. За годы работы в этих коллективах В.В. Сумеркиным были сыграны все без исключения сольные партии в различных симфонических и оперных произведениях, прозвучавших под руководством выдающихся русских и иностранных дирижеров, с участием признанных отечественных и зарубежных солистов. Среди них дирижеры: А. Гаук, Е. Мравинский, Н. Аносов, Б. Хайкин, А. Мелик-Пашаев, Н. Рахлин, А. Янсонс, К. Зандерлинг, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, Д. Китаенко, В. Федосеев, Г. Караян, И. Стравинский, М. Клецки, И. Макаревич, Л. Маазель, М. Сарджент, Т. Ханикайнен, П. Берглунд и многие другие; С. Рихтер, Э. Гилельс, В. Клиберн, Л. Оборин, А. Фишер, Д. Ойстрах, Л. Коган, И. Стерн, Р. Риччи, М. Ростропович и другие. В.В. Сумеркин принимал участие в авторских концертах композиторов: Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, О. Тактакишвили, Р. Щедрина, А. Эшпая, А. Петрова, А. Шнитке и других; исполнитель экстракласса заслужил похвалу многих выдающихся дирижеров и композиторов, которые писали и посвящали ему свои произведения.
Свою исполнительскую деятельность в оркестре В.В Сумеркин успешно сочетал с широкой и многообразной работой солиста и ансамблиста, активного участника камерной музыки. За свою 35-летнюю исключительно плодотворную сольную деятельность В.В Сумеркин переиграл едва ли не всю тромбоновую литературу. Назовем лишь некоторые сочинения: Концерты для тромбона Ф. Давида, Н. Римского- Корсакова, В. Блажевича, А. Нестерова, М. Списака, В. Успенского; концертные пьесы Р. Шумана, К. Вебера, К. Сен- Санса, А. Гречанинова, С. Рахманинова, Р. Глиэра, Д. Шостаковича, сонаты и сонатины П. Хиндемита, К. Сероцкого и многие другие классические и современные сочинения.
Им записаны на радио «Прелюдия» С.Рахманинова, «Ноктюрн» А.Гречанинова, «Вечерняя песня» Р. Шумана, «Баллада» Э.Боцца, «Концертный этюд для тромбона и духового оркестра» Б. Анисимова.
Отличный солист и выдающийся оркестровый музыкант В.В.Сумеркин, как и большинство исполнителей такого класса, является истинным энтузиастом во всем, что связано с тромбоном. Он постоянно выступал в составе камерного оркестра Ленинградской филармонии в различных концертах и записях. Так, под управлением Г. Рождественского была записана на грампластинку сюита французского композитора Ж. Ибера «Париж», где В.В. Сумеркин также демонстрирует филигранное исполнительское мастерство.
В.В. Сумеркин - создатель и неизменный участник духовых ансамблей: квартета, октета, хора тромбонов, квинтета медных инструментов. Квартетом тромбонов, с его участием в качестве солиста, на Ленинградском радио были записаны Адажио из Третьей симфонии К. Сен- Санса, Сюита для четырех тромбонов К Сероцкого, «Медвежий пикник» и «Испанская мельница» Т. Педерсона, а «Брасс-квинтетом» - «Народная сюита» А Калвэ, «Юмореска» Б. Анисимова.
В.В. Сумеркин - автор многих переложений для тромбона и фортепиано, различного рода ансамблей. Среди них Соната А. Рубинштейна, «Вечерняя песня» и «Посвящение» Р Шумана, «Экспромт» Р. Глиэра, Адажиетто из Пятой симфонии Г. Малера, «Ауе Мапа» А. Брукнера, «Гимн» К. Давыдова для хора тромбонов.
Многообразная, богатая творческими достижениями исполнительская деятельность В.В Сумеркина, одного из ведущих представителей Ленинградской - Петербургской инструментальной школы, получила заслуженное призвание музыкальной общественности не только в России, но и во многих странах Европы, Америки, Азии, где он неоднократно выступал в составе симфонического оркестра Ленинградской филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
В знак признания его исполнительского мастерства известный американский композитор Д. Убер создает Концерт для тромбона, который он посвящает Виктору Сумеркину.
Широкие творческие и дружеские связи с отечественными композиторами вызывают сегодня рождение новых сочинений для тромбона. Свой, только что написанный, Концерт для бас-тромбона и оркестра композитор А. Нестеров также посвящает Виктору Сумеркину. Петербургский композитор В. Успенский в содружестве с маэстро сочиняет свой Второй концерт для тромбона с оркестром, а также романс для тромбона и фортепиано, а в 2004 году в Петербурге состоялась премьера интереснейшего современного концерта для тромбона и оркестра Олега Хромушина, первым исполнителем которого был А. Горбунов. Концерт посвящен композитором Виктору Васильевичу.
Замечательный концерт для тромбона и оркестра написал композитор Олег Облов, который он также посвятил ленинградским музыкантам Виктору Сумеркину и Борису Виноградову. Партитура концерта находится в нотной библиотеке Санкт-Петербургской капеллы и концерт ждет своего первого исполнителя.
Интереснейшее ансамблевое сочинение для двенадцати тромбонов украинского композитора А. Потиенко, также было посвящено В.В. Сумеркину и получило название «Сумеркиана».
Свою исполнительскую деятельность известный музыкант успешно совмещает с педагогической работой, начавшейся еще в 1956 году в музыкальном училище. Ее отличает прежде всего глубокий практический опыт и широкая эрудиция в вопросах методики и педагогики, высокий артистизм, богатство и многообразие репертуара, на котором он воспитывает своих студентов.
Одной из отличительных черт работы в классе является и то, что наряду с плановыми занятиями, студенты принимают самое активное участие в открытых афишных концертах, различных семинарах, национальных и международных конкурсах, выезжают в различные регионы России, ближнего и дальнего зарубежья. Все это приносит постоянный и неизбежный успех в воспитании высококвалифицированных молодых музыкантов.
О высоких результатах и плодотворности педагогической деятельности В.В. Сумеркина свидетельствует и то, что, начиная с 1963 года по сегодняшний день, его ученики постоянно на каждом конкурсе, в котором они принимают участие, получают звания лауреатов и дипломантов.
На Всесоюзном конкурсе 1963 года его ученик Р. Краснер стал дипломантом конкурса, в 1980 году звания лауреата Всесоюзного конкурса был удостоен Р. Галеев, Почетную грамоту получил Л. Антонов. Лауреатом Всесоюзного конкурса 1984 года стал В. Афонькин, а на Всероссийском конкурсе 1987 года первую премию завоевал М. Игнатьев, почетную грамоту получил А. Смирнов. Победителем Всесоюзного конкурса 1988 года стал М. Игнатьев (I премия), а на Всероссийском конкурсе 1991 года первую премию получили И. Яковлев и В. Горлицкий, третью премию - Д. Зоркин. На Международном конкурсе в Польше 1991 году первой премии удостоен стажер А.Ягодин. На I Международном конкурсе 1994 года в Нижнем Новгороде стали лауреатами первой премии: Д. Антонюк, В. Горлицкий, М. Селиверстов, и третьей премии Д. Зоркин. В 2002 году на престижном Международном конкурсе в Маркноенкирхене первую премию завоевал воспитанник профессора В.В. Сумеркина А. Горбунов, работающий в настоящее время в оркестре Мариинского театра, а в 2004 году Д.Андреев стал лауреатом труднейшего для российских музыкантов конкурса Пражская весна, в дальнейшем – лауреатом конкурса Пражская весна стал, ныне солист оркестра Мариинского театра, Алексей Лобиков.
Прошедший в Санкт-Петербурге I Международный конкурс исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени Н.А. Римского-Корсакова принес новую убедительную победу.
Его ученики, а в конкурсе принимали участие 7 человек, снова доказали превосходство Санкт-Петербургской тромбоновой школы, завоевав четыре премии и грамоту. Среди них Д. Андреев, М. Силеверстов, лауреаты I премии; Николаенко - лауреат (II премия), А.Пономарев - лауреат (III премия) и А. Джурри, получивший Почетную грамоту.
Сегодня практически во всех оркестрах работают тромбонисты его выпускники. Они играют в оркестрах Москвы, Киева, Перми и других городов России, СНГ, а также в Германии, Колумбии, Израиле, Южной Корее, Вьетнаме, Польше.
Помимо большого числа студентов, окончивших консерваторию по классу тромбона, у В.В. Сумеркина совершенствовали свое мастерство многие ассистенты - стажеры. Среди них: В. Воронков, воспитанник Петрозаводской консерватории, ныне работающий в Калинишраде, X. Калаус - лауреат республиканского конкурса Эстонии, солист оркестра Таллиннской филармонии, профессор Таллиннской консерватории, М. Сницар - артист оркестра города Львова, М. Игнатьев - солист ЗКР симфонического оркестра Санкт ~ Петербургской филармонии, солист оркестра Мариинского театра, лауреат Национального конкурса И. Беляев; солист оркестра Мариинского театра, лауреат Международных конкурсов, концертирующий как солист в России, Европе, Скандинавии, Прибалтике – Алексей Лобиков. Наряду с аспирантами-тромбонистами в классе В.В.Сумеркина совершенствовались А.Попов – трубач, лауреат конкурсов, солист Мариинского театра; Олег Скроцкий – валторнист, лауреат Международного конкурса им.Е.А.Мравинского, солист ЗКР симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Наряду с практической деятельностью В.В. Сумеркин ведет большую научно - методическую работу. Своей интенсивной методической организационной деятельностью он внес значительный вклад в развитие педагогики и методики обучения игре на тромбоне. Особенно ценным результатом активной и плодотворной научно - методической деятельности В.В, учебный процесс профессиональных музыкальных учебных заведений страны разработанных им современных методов преподавания искусства игры на тромбоне.
Его перу принадлежат такие опубликованные книги, как: «Методика обучения игры на тромбоне» (вып.1); «Тромбон»; статьи: «П.Н. Волков»- журнал «Brass Bulletin» (Швейцария); «В.М. Блажевич»- журнал «Brass Bulletin»; «В.М. Блажевич»- журнал «Trombonist» (Англия); «Развитие легато на тромбоне», в сборнике «Вопросы музыкальной педагогики» №10; «Первая Российская»- журнал «Брасс-вестник» (Москва) и ряд других.
Особое место в списке названных изданий принадлежит «Методике обучения игры на тромбоне», в которой автор широко и подробно освещает вопросы теории и практики игры, исходя при этом из самых последних современных достижений в этой области. В отзыве кафедры духовых инструментов Ленинградской консерватории о «Методике» (вып.1) говорится: «Предлагаемая работа является первой в нашей стране серьезной и успешной попыткой всеобъемлющей и глубокой разработки широкой и капитальной по значению темы. Фундаментальной базой в создании этого труда служит долголетний исполнительский педагогический опыт автора....»
«Особая ценность «Методики» состоит в том,- как заметил в рецензии профессор Б.Г. Манжора,- что в ней «пропущено» через личный опыт одного из ведущих русских тромбонистов-педагогов, имеющего значительный опыт общения с советскими и зарубежными музыкантами».
В.В. Сумеркин постоянно ищет новые формы научно-методической и творческой деятельности, начиная с 1981 года, им были организованы и успешно проведены Ленинградские исполнительские и научно-методические семинары тромбонистов. На них присутствовали ведущие тромбонисты страны, профессора, преподаватели, студенты и учащиеся музыкальных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Узбекистана, Прибалтики. Аналогичные семинары под непосредственным руководством В.В. Сумеркина прошли затем в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Эстонии, Карелии и во многих регионах России.
После семинара, прошедшего в городе Петрозаводске, газета в статье «Семинар Сумеркина» писала: «Свой учебный семинар он превратил в яркий концерт... Приезд Сумеркина и его учеников, их виртуозная игра породили надежды, что наша отечественная музыкальная палитра обогатится постоянным звучанием этого чудного выразительного инструмента».
В 1995 году впервые Санкт-Петербургская консерватория по инициативе и непосредственном участии В.В. Сумеркина провела I Международный семинар тромбонистов с участие вице-президента Всемирной тромбоновой ассоциации X.Фадле (Германия) и молодых музыкантов России и Германии.
В.В. Сумеркин регулярно приглашается для ведения мастер- классов и чтения лекций за рубежом. Так, впервые от Советского Союза, он был приглашен для проведения семинара финских тромбонистов в 1980 и 1982 годах в Музыкальной Академии имени Я. Сибелиуса. В дальнейшем мастер-классы с его участием состоялись во Вроцлаве и Гданьске (Польша), Лиексе (Финляндия), Роттердаме и Эншеде (Голландия), в Высшей школе музыки Детмольда (Германия), Консерватории Люксембурга. В 1992 году на Всемирном конгрессе Всемирной Тромбоновой Ассоциации (1ТА) в Германии он прочитал доклад на немецком языке «О взаимосвязях русской и немецкой школ игры на тромбоне».
В.В. Сумеркин оказывает большую методическую помощь различным учебным заведениям страны. Наряду с ежегодными выездами в регионы России, СНГ, дальнего зарубежья он постоянно поддерживает методическую связь с музыкальными учреждениями Санкт-Петербурга.
В течение пяти лет В.В. Сумеркин совмещал преподавание в Санкт- Петербургской и Петрозаводской консерваториях. За это время класс тромбона окончили молодые музыканты, которые работают в различных оркестрах страны, ассистент-стажер С. Глущенко является солистом оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Г. Буздуган работает в Мурманске.

С 1990 по 1994 год Виктор Васильевич вел класс тромбона в Новгородском музыкальном училище. Выпускники училища потом поступали в Санкт-Петербургскую и Петрозаводскую консерватории,
В.В. Сумеркин являлся научным руководителем в Нижегородской консерватории у ассистента-стажера, лауреата Международного конкурса, солиста симфонического оркестра Нижегородской филармонии А. Миляева, ныне работающего в оркестре Капеллы Санкт- Петербурга. У него стажировался так же солист оркестра Нижегородской филармонии, лауреат Национального конкурса, доцент кафедры Нижегородской консерватории А. Павлов, ныне работающий в оперном театре г. Пекина (Китай).
Профессор создает исполнительские редакции, рецензирует различные методические работы, пишет аннотации, выступает со вступительным словом перед концертами. Им созданы исполнительские редакции сочинений петербургских композиторов А. Петрова, В. Успенского. О. Хромушина, А Нестерова. Он рецензировал докторскую диссертацию Ю.А. Усова «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах», «Методические очерки», изданные в Петрозаводске, статьи тромбониста А. Скобелева. Сегодня В.В. Сумеркин успешно сотрудничал в качестве рецензента с немецким издательством «Edition Piccolo», которое в тесном сотрудничестве с ведущими музыкантами мира и международными организациями - Всемирной тромбоновой ассоциацией, Английской Тромбоновой Ассоциацией, Ассоциацией французских тромбонистов и Немецким тромбоновым обществом регулярно, раз в пол года выпускает «Библиографические сборники о различной литературе для тромбона».
В.В. Сумеркин - постоянный член жюри различных конкурсов исполнителей на духовых и ударных инструментах, в том числе и зарубежных, председатель государственной экзаменационной комиссии в Москве, Нижнем Новгороде, Алма- Ате, Новгороде и других городах.
Он приглашается для работы в Высшей аттестационной комиссии, является членом Всемирной тромбоновой ассоциации, которая присудила ему диплом лучшего профессора мира 2003 года.
В настоящее время В.В. Сумеркин как музыкант, обладающий широчайшим кругозором, глубоким знанием оркестрового репертуара, успешно сочетает свою педагогическую работу с должностью профессора-консультанта в симфоническом оркестре Капеллы Санкт-Петербурга, передавая свои знания и мастерство молодым музыкантам.
Все вышеуказанное свидетельствует об авторитете и признании отечественными и зарубежными специалистами сложившейся и постоянно развивающейся школы В.В. Сумеркина, которая, базируясь на национальных и современных традициях, открывает новые интересные перспективы в воспитании профессиональных музыкантов.
В.В. Сумеркин - председатель Совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов, член Ученого Совета Санкт-Петербургской консерватории, член Совета оркестрового факультета.
За заслуги в области отечественного музыкального искусства В.В. Сумеркину присвоено почетное звание «Заслуженный артист России», а в 2004 году удостоен почетного звания «Народный артист России». Награжден медалью «За доблестный труд» (1970), орденом «Знак почета» (1981), медалью «Ветеран труда»(1986), орденом Почета (2009).
Закончить рассказ о многогранной деятельности В.В. Сумеркина можно словами из приказа Ленинградской филармонии от 17 ноября 1984 года, изданного в честь 25-летнего его служения музыке в оркестре Ленинградской филармонии: «На протяжении всех лет работы в симфоническом оркестре В.В. Сумеркин являет собой пример солиста оркестра Ленинградской филармонии в самом высоком смысле этого слова. Звучание его тромбона - это украшение в произведениях от Монтеверди до современных композиторов. Музыкант - исполнитель высочайшего класса, труженик, воспитатель молодых кадров, человек высокой честности и принципиальности - вот черты Виктора Васильевича Сумеркина».
Говоря о многогранной деятельности В.В. Сумеркина, можно дополнить рассказ высказываниями его друзей и коллег.
К.П. Кондрашин: Я знаю Виктора Васильевича Сумеркина с года поступления в симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Наши неоднократные творческие встречи постоянно укрепляли мое мнение о нем, как о музыканте высочайшей квалификации. Особенно мне запомнилось наше исполнение в 1963 году Третьей симфонии Малера, где в первой части имеется большое и трудное и по тесситуре, и по музыкальности соло первого тромбона.
Г.Н. Рождественский: На протяжении более 20 лет Виктор Васильевич Сумеркин играл под моим управлением в симфонических и камерных концертах в залах Ленинградской филармонии, неизменно демонстрируя высокий профессионализм, тонкую музыкальность и артистизм. Заслуженный артист России, лауреат Международного и Всесоюзного конкурсов В.В. Сумеркин плодотворно совмещает исполнительскую деятельность с педагогической, воспитав за последнее время в стенах Консерватории множество отличных специалистов.
В.М. Буяновский: Носитель лучших традиций Ленинградской - Петербургской школы игры на тромбоне, основанной П. Волковым, Е. Рейхе, В. Кузнецовым, Виктор Василевич Сумеркин на протяжении многих лет успешно передает их своим ученикам. Воспитанники В.В. Сумеркина всегда отличаются своей инструментальной культурой и развитой музыкальностью.
А.П. Петров: Виктор Васильевич Сумеркин и я - музыканты одного поколения. Мы пришли в музыкальное училище при Консерватории сразу же после войны, хотя я был немного постарше его. Для меня он, так же как и многие близкие мне по духу дирижеры, оркестранты, олицетворяющие музыкальное искусство, оставался для меня фаворитом своего инструмента.
В общении с ним мне удалось почерпнуть, во многом расширить и обогатить свои представления о столь замечательном инструменте как тромбон. Виктор — обладатель уникальной фонотеки, которую он постоянно пополняет самыми современными записями ведущих солистов и ансамблей. Так, однажды он познакомил меня с хором тромбонов в составе 72 исполнителей, поразившим меня своим божественным звучанием.
В своих ранних партитурах я довольно скромно использовал возможности тромбона, но общение с Виктором и его высокое исполнительское мастерство помогли мне составить несколько иное представление о том, что может выразить тромбон в руках умелого инструменталиста. Создавая балет «Сотворение мира», я вначале написал концертную сюиту, где был номер, который так и назывался «Сотворение мира». Поскольку тема должна была носить веселый, задорный характер, а труба или валторна менее подходили для этого, я решил поручить довольно виртуозную тему тромбону. При написании партитуры, я постоянно консультировался с Виктором, получая от него конкретные советы: в какой тональности бы наиболее эффектно звучали тромбоновые пассажи, где лучше стоило применить приемы современного глиссандо и многие другие положения. И в дальнейшем, написанное по следам консультаций с ним, это соло для тромбонистов стаю хрестоматийным и практически все исполнители знают его.
Когда речь заходит о тромбоне или ансамбле инструментов, об их возможностях, у меня сразу возникает образ Виктора. Он является замечательным музыкантом, владеющим всеми техническими приемами, позволяющими исполнять и старинную, и современную музыку, вплоть до джаза. Уникальный педагог, взрастивший целую плеяду исполнителей международного класса, страстный пропагандист своего любимого дела он говорит, что его инструмент - лучший в мире, и постоянно старается подвигнуть композиторов на написание новых современных сочинений для тромбона. Я думаю, что композиторы еще не дали адекватного творческого ответа на совершенно уникальные возможности этого инструмента.
Для меня Виктор Сумеркин - олицетворение того инструмента, которому он посвятил свою жизнь.
Ю.Х. Темирканов: О музыкантах, работающих в симфонических оркестрах, пишут, к сожалению, мало, об оркестрантах-духовиках и того меньше. Между тем в нашем городе есть немало оркестровых музыкантов, деятельность которых заслуживает не только пристального внимания, но и тщательного изучения. К таким исполнителям принадлежит солист-тромбонист симфонического оркестра Ленинградской филармонии Виктор Сумеркин. Его искусство всегда отличалось характерными признаками Ленинградской- Петербургской исполнительской школы - академичностью и безупречностью художественного вкуса, исполнительским благородством и высокой пропагандистской направленностью. Можно сказать, что он в совершенстве постиг «тайны» своего трудного инструмента. Красивый полетный звук, богатая палитра красок в звучании, отличное чувство ритма, блестящая техника - вот это уже давно снискало ему славу первоклассного солиста, как у себя дома, так и во многих странах мира.
В своей педагогической работе В. В. Сумеркин добивается неизменного успеха, развивая и совершенствуя традиции одной из лучших в мире школ игры на тромбоне - школы Санкт- Петербургской консерватории.
Вручение Заслуженному коллективу России Академическому симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии 20 ноября 1995 года высшей награды Международной Тромбоновой Ассоциации - Почетной доски, которая больше чем за 50-летнюю историю существования ассоциации вручалась лишь Чикагскому и Нью-Йоркскому оркестрам, является высоким признанием заслуг музыкантов оркестра, его руководителей и профессора В.В. Сумеркина.
В.В. Гергиев: Отмечая юбилейную дату - 70-летие со дня рожденияВиктора Васильевича Сумеркина, которая явилась для меня ну просто неожиданной, я не мог себе представить, что Виктор Васильевич Сумеркин, замечательный музыкант, известнейший педагог не только в России, но и далеко-далеко за ее пределами, сегодня подошел к своему «промежуточному» жизненному этапу. Дай Бог, чтобы Санкт- Петербургская консерватория могла бы рассчитывать на Вас до столетнего юбилея.
Есть в жизни вещи, которые не появляются на пустом месте, а являются результатом постоянной предыдущей деятельности музыкантов старшего поколения. Мы росли и жили в эпоху Мравинского, когда его оркестр являлся эталоном исполнительского мастерства, и это, несомненно, оказало влияние на Ваше и мое становление. Высокий академизм, строгость формы, широкая динамическая палитра звучания — все эти качества присущи ленинградским духовикам и тромбонистам, в частности.
Совсем недавно Россия пережила большие экономические потрясения, и заслуга Консерватории, и лично Ваша, Виктор Васильевич, состоит в том, что, не взирая ни на что, удалось сохранить высокий уровень подготовки современных молодых музыкантов, обогатив его новыми качественными достижениями.
Академическая культура петербургских тромбонистов всегда отмечается музыкантами и прессой различных стран мира, где мы бываем на гастролях.
Так, во время гастролей в США нью-йоркские слушатели и критика при исполнении «Весны священной» И. Стравинского лестно отозвались о звучании медной духовой группы и в особенности ансамбля тромбонов.
Я думаю, что ученики профессора Сумеркина могут смело поспорить с американскими коллегами по поводу качества и типичности звучания инструмента. Трудно определить, кто из них лучше, но я склонен думать, что русские исполнители мне ближе по сути, и я с большим почтением и уважением отношусь к ним, ощущая постоянно их высокий профессиональный уровень, с которым они выполняют все мои требования и пожелания. И не зря Всемирная Тромбоновая Ассоциация признала В.В. Сумеркина лучшим профессором 2003 г, присудив ему Премию им. Хумфельда за подготовку тромбонистов мирового класса.
Ну, а поскольку в оркестре Мариинского театра работают Ваши воспитанники, уважаемый Виктор Васильевич, я хотел бы пожелать нам объединить наши совместные творческие усилия для дальнейшего развития и совершенствования русского музыкального исполнительского искусства, а для этого я сделаю все возможное, что зависит от меня.
С юбилеем Вас!
Хайнц Фадле (профессор тромбона Высшей школы музыки в Детмольде, Германия): В статье «Санкт-Петербургские впечатления» в журнале Германской ассоциации «Schallstuck» он отмечает: «Самое неизгладимое впечатление осталось от игры воспитанников профессора Сумеркина, представляющего Санкт-Петербургскую школу игры на тромбоне. Особо следует отметить бас- тромбониста Виталия Горлицкого и солиста оркестра Санкт-Петербургской филармонии Максима Игнатьева, известных не только в России, но и во всем мире. Сегодня смело можно говорить совершенно определенно, что имеется русская тромбоновая школа, а именно Санкт- Петербургская школа игры на тромбоне во главе с профессором Виктором Сумеркиным».
Ирвинг Вагнер (профессор тромбона Университета штата Оклахома, США): «Будучи на гастролях в Санкт-Петербурге, я провел совместно с профессором Виктором Сумеркиным мастер-класс с его учениками. Виктор Сумеркин является легендой русского тромбона и выпускает студентов самого высокого международного уровня. Я бы назвал его «русским Ремингтоном».
Е.Л. Ручьевская: Что Виктор Васильевич Сумеркин великолепный музыкант, игру которого я слышала, постоянно присутствуя на концертах и репетициях Филармонии, я знаю давно. Что он замечательный педагог, имеющий несметное количество учеников-лауреатов - это я тоже знаю. Ближе я познакомилась с ним в работе президиума Совета профессоров Консерватории, где он выбран председателем.
Стержнем личности, как известно, является нравственная основа. Такой крепкий нравственный стержень есть у Виктора Васильевича, что и определяет масштаб его личности. Доброта, любовь и непреклонная требовательность, честность, справедливость, нетерпимость к расхлябанности - эти качества вполне проявились во всех направлениях его деятельности. Главный лозунг работы президиума Совета профессоров, которым руководствуется Виктор Васильевич - каждое решение должно иметь смысл, приносить пользу и неуклонно выполняться.
В своей специальности Виктор Васильевич Сумеркин - мировая величина. Его тромбон слышали во всем мире, его ученики играют в лучших оркестрах России и за ее пределами. Но, прежде всего, он музыкант русский- преданный отечеству сын России.
Международная Ассоциация Тромбонистов.
Уважаемый профессор Сумеркин!
Комитета по выбору победителя награды имени Хумфельда «Лучшему педагогу по тромбону» рад сообщить Вам, что Вы стали победителем этого года! Это награда за Ваш талант педагога и за то вдохновение, которое Вы дарите студентам и которое помогает им достичь музыкального потенциала тромбонистов мирового класса. Примите наши поздравления от имени Всемирного комитета ародной Ассоциации тромбонистов с заслуженной наградой.
В этом году премия будет присуждаться на Международном Фестивале тромбонистов (5-9 августа 2003 года) в Хельсинки (Финляндии). Мы надеемся увидеть Бас там, чтобы должный образом Вас ть.
Искренне Ваш, президент Берни Мак Коллам.

В 2012 году ITA приняла решение внести навечно в список Почетных членов ассоциации, наряду с ведущими тромбонистами Америки, Европы, Скандинавии, профессора Санкт-Петербургской консерватории Виктора Сумеркина.
Слово о Мастере.
Тромбону, как музыкальному инструменту, в исполнительском искусстве отведена далеко не первая роль.
Создателю же современной отечественной методики игры на тромбоне, благодаря которой российские тромбонисты стали выходить на мировые позиции, выдающемуся тромбонисту и педагогу, профессору Санкт-Петербургской консерватории Виктору Васильевичу Сумеркину принадлежит первая роль в исполнительской и педагогической практике.
В чем же заключается заслуга В.В. Сумеркина перед отечественной школой игры на тромбоне? Дело в том, что к середине XX века в Москве и Санкт-Петербурге сложились определенные школы тромбонистов, возглавляемые маститыми Блажевичем В.М. и Щербининым В.А. в Москве, и не менее маститыми Волковым П.Н. и Рейхе Е.А. в Санкт-Петербурге. К сожалению, не смотря на свои достижения в исполнительском плане, советская, в то время, школа развивалась в отрыве от мировых тенденций в обучении игры на тромбоне. Виктор Васильевич был одним из первых отечественных педагогов, начавших знакомство с зарубежной методикой для духовых инструментов, в частности, с методикой обучения на тромбоне.
Многочисленные гастрольные выезды в составе Симфонического оркестра в различные страны мира позволили В.В. Сумеркину встречаться с известными музыкантами, солистами, педагогами и обсуждать проблемы музыкального образования. Сопоставление подходов к становлению музыканта-исполнителя на тромбоне позволило ему обобщить и проанализировать свой собственный исполнительский и преподавательский опыт и, в конечном итоге, создать научно обоснованную, собственную методику.
Бытует расхожее мнение, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. Да, конечно, это так. И все же это наивысшее достижение у талантливого человека происходят в той области деятельности, которая ему особенно близка. Именно в такой области талант будет развиваться благодаря фанатичному труду, который, в свою очередь, будет приносить радость и удовлетворение сделанным открытием. Так оно и произошло с Виктором Васильевичем. Талантливый юноша столь упорно занимался на своем инструменте, что результаты не замедлили сказаться - он стал лауреатом и солистом Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии, где проработал много лет. Работа в Симфоническом оркестре преобразила внутренний мир В.Сумеркина. Общение с выдающимися дирижерами, известными музыкантами, композиторами, участие в исполнении шедевров русской, западной и современной музыки помогли Виктору Васильевичу в становлении собственного духовного «я» и определили его творческие ориентиры и музыкальные критерии на всю жизнь. Конечно, все это произошло не тотчас, как только он соприкоснулся с большой Музыкой, но черты лидера, заложенные в нем Природой, начали проявляться рано. Надо сказать, что общество признало его предназначение - быть лидером. Виктор Васильевич всю свою жизнь с огромной личной ответственностью относился и относится к этой тяжелой ноше лидера. А это не только быть лауреатом и солистом. Это - огромная общественная работа в Ленинградской филармонии, бесчисленные творческие конкурсы и гоеударственные экзамены, которые возглавлял и возглавляет Виктор Васильевич. Председатель Совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории, организатор и учредитель крупнейшего соревнования - конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах в Санкт- Петербурге, председателем которого он и является по праву - вот далеко не полный перечень обязанностей, которые исполнял и продолжает исполнять маэстро, ни на минуту не забывая об основном своем призвании - быть профессором Санкт - Петербургской консерватории.
Безусловно, все достижения В.В. Сумеркина в преподавании связаны с его личным авторитетом. Умение убедить, а главное заставить ученика трудиться, были бы неосуществимы без огромного уважения, которое испытывают к нему все его ученики. Безгранично дюбя своих студентов (по законам обратной связи эта любовь возвращается к нему в виде их побед и успехов), В.В. Сумеркин, не жалея времени и сил, духовной и физической энергии, жестко и последовательно, порой беспощадно требователен к ним. Не каждый педагог обладает умением заставить ученика ежедневно и систематически заниматься на своем инструменте, выполнять задания. На мой взгляд - это важнейшая из составляющих любого педагога. Особенно убедительно и эффективно эта сторона личности В.В. Сумеркина проявляется на раннем этапе обучения начинающих тромбонистов. Как правило, в Консерваторию поступают тромбонисты, еще не овладевшие инструментом и отстающие в музыкальном развитии. Из-за больших физических нагрузок, связанных с занятиями на этом инструменте, тромбонисты начинают играть на нем, в отличие от большинства деревянных духовых, в 12-14 лет. К моменту окончания учебы в Консерватории ученики В.В. Сумеркина - это сложившиеся музыканты, ни в чем не уступающие в своем развитии исполнителям на других духовых инструментах, а в некоторых случаях - превосходящие общий музыкальный уровень.

Как пример можно привести успехи учеников В.В. Сумеркина на всех Всесоюзных, Всероссийских и Международных конкурсах, включая и самые престижные европейские конкурсы. Тромбонисты Виктора Васильевича играют в лучших оркестрах Санкт-Петербурга, Москвы, многих других городах России и за рубежом.
Однако, ни один самый авторитетный профессионал не сможет выстроить свою концепцию в преподавании без знания фундаментальной методики. Будучи чрезвычайно любознательным, постоянно ищущим музыкантом, В.В. Сумеркин постоянно изучает мировые тенденции в преподавании игры на тромбоне.
Научно осмыслив различные мировые теории преподавания игры на духовых инструментах, сопоставив их с русской исполнительской школой, обобщив принципы преподавания в Санкт - Петербургской и Московской консерваториях, в которых была своя школа игры на тромбоне, использовав свой громадный творческий потенциал, В. В. Сумеркин создал собственную фундаментальную «Методику обучения игры на тромбоне».
Эта книга стала настольной у российских педагогов и студентов, источником для специалистов, благодаря своей стройно заложенной теории и конструктивности.
Выдающийся пианист С.Т. Рихтер на вопрос, как это ему удается так хорошо играть Моцарта и Бетховена, ответил: «Читайте ноты - там все написано».
Так вот, уважаемые тромбонисты и педагоги! Внимательно прочтите книгу В.В. Сумеркина. Там есть все! Это - фундаментальная методика. Говорят, в Писании сказано: Господь Бог отпустил человеку семь десятков лет жизни. Если же человек живет дольше - это означает, что ему отпущено дополнительное время для завершения того, что он не успел сделать.
Уважаемый Виктор Васильевич!
Вам еще многое надо сделать. Музыкальная общественность уверена, что она не напрасно ждет от Вас дальнейших свершений, побед и успехов.
Ваш В.Баташев

А заключим всё вышесказанное словами ректора Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории Народного артиста СССР В.А.Чернушенко, посвященными 75-летию В.В.Сумеркина:
« Кажется, совсем недавно это было: на Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года в Москве студент V курса Ленинградской консерватории Виктор Сумеркин с блеском завоевал звание лауреата. Сегодня же, спустя каких-то полвека, признанный всем миром мэтр духового музыкального искусства достиг впечатляющего возрастного порога, но встречает своё 75-летие не окуренный дымом фимиама и юбилейными словословиями, почивая на заслуженных лаврах, а сосредоточенный на исполнении главного дела своей жизни – чёрством музыкальном труде, подобном труду шахтера в забое.
Известно, научить нельзя, научиться – можно. Виктор Сумеркин не только научился, но, исследовав в лаборатории своего ума и сердца весь музыкальный клад, создал весь музыкальный клад, создал собственную школу, собственную систему в основе которой (и это главная драгоценность) лежит отечественная музыкальная традиция. Он – человек этой страны, этой земли, этого народа. И всё деланное им неотделимо от нынешней судьбы России. Его вера – гражданская и музыкальная совесть, его профессиональная позиция – высшие музыкальные критерии, его боль и мука – ослабление, потеря этих принципов.
Во все времена были, есть и будут: люди - Люди, судьбы - Судьбы, дела - Дела, поступки - Поступки. Малое уходит в небытие, большое остается в жизни мира, ибо оно есть Созидание. К Сумеркину относится все, что с заглавной буквы, потому что на Руси совесть всегда была выше закона и земля наша красна была трудом истовых пахарей».