ШВЕЦ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА


Кафедра: древнерусского певческого искусства

Занимаемая должность: старший преподаватель

Ученое звание: нет

Ученая степень: нет

Почетное звание: нет

Образование: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2000, музыковед

Повышение квалификации: «Древнерусское певческое искусство», 2015

Общий трудовой стаж с 1997 года

Педагогический стаж работы ВУЗе с 2000 года

Преподаваемые дисциплины: история и теория русской духовной музыки, прикладное источниковедение, текстология древнерусских нотированных рукописей XI–XVII веков, вокальный ансамбль, методика работы с вокальным ансамблем, исполнительская практика, музыкальная информатика, невменная нотография в издательском деле; древнерусское певческое искусство

С 2002 года является художественным руководителем Ансамбля древнерусской музыки СПбГК «Знамение».

Ансамбль является постоянным участником международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» и многочисленных международных и региональных фестивалей духовной музыки и знаменного пения, таких как: Пасхальный фестиваль, «Невские хоровые ассамблеи», «Вифлеемская звезда», Международный фестиваль церковной музыки (Иломантси, Финляндия), «Державный глас» (Минск, Беларусь), «Покровские встречи» (Вологда), «Кружева» (Вологда), Академия православной музыки, «Ростовское действо» (Ростов Великий), «Пою Богу моему» (Казань), Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения «Просветитель» (Валаам, республика Карелия) и других.

Ансамбль выступал с концертами в Государственном Русском музее (в рамках экскурсионно-музыкального абонемента «Русское искусство и музыка XV–XX веков»), в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова, в Российской национальной библиотеке, в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина (в рамках презентации репринтного издания нотных сборников «Дом Романовых. 400 лет»), в Московской государственной консерватории (в рамках Международной научной конференции «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации»), в Российской академии музыки имени Гнесиных (в рамках Международного фестиваля-конференции «Звучащий мир Древней Руси»). Принимал участие в торжественных богослужениях в Исаакиевском соборе, Софийском соборе г. Вологды, в Свято-Елизаветинском женском монастыре, в Кирилло-Белозерском монастыре.

Коллектив является лауреатом Международного конкурса исполнителей духовной музыки «Ре-лиго» (I степень в номинации «Хоровое искусство», 2011). Имеет почетные дипломы: VI Сретенского фестиваля духовной и народной музыки (СПб., 2006), IV Международного фестиваля современной духовной музыки «Gloria» (СПб., 2013), Музыкального фестиваля «Кружева» (Вологда, 2013), XXII Пасхального фестиваля (СПб., 2013), IV Международного фестиваля средневековой монастырской культуры «Ростовское действо» (Ростов Великий, 2014), II Международного фестиваля христианских искусств «Пою Богу моему» (Казань, 2015).
С 2010 года Швец Т. В. является руководителем и дирижером сводного женского хора Международного фестиваля Академия православной музыки. В этом качестве выступала в концертах и участвовала в торжественных богослужениях, проводимых фестивалем (Большой зал филармонии, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Исаакиевский собор, Петропавловский собор, Софийский собор Великого Новгорода, Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря).

Научная деятельность:

Принимала участие в международных конференциях: «Бражниковские чтения» (СПбГК, РНБ), Рождественские образовательные чтения (Москва), Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института (Москва), Theorie und Geschichte der Monodie. Теория и история монодии (Вена, Австрия), International Conference on Eastern Chant. (Румыния), «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы перспективы исследования» (Москва РАМ им. Гнесины), Загребинские чтения (СПб., РНБ), «Звучащий мир Древней Руси» (Москва, РАМ им. Гнесиных), «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации» (Москва, МГК им. П. И. Чайковского) и других.
Член оргкомитета ежегодного международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения».

Научные публикации:

  1. Швец Т. В. Музыкальная организация седмичного круга кафизм (по нотированным Обиходам XVII в.) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. М: изд. Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2001. С. 400-404.
  2. Psalms in a Russian musical MS of the 12th century. Псалмы в русской музыкальной рукописи 12 века // Theorie und Geschichte der Monodie. Теория и история монодии / Maria Pisclöger (Hrsg.). Pleven, Bulgaria, 2001. P. 124-142.
  3. Швец Т. В. Азматик Благовещенского Кондакаря // Греко-русские певческие параллели / Сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2008. С. 100-131.
  4. Швец Т. В., Плетнёва Е. В. Нотированные фрагменты Кондакаря Общества истории и древностей российских // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 375-390.
  5. Швец Т. В. Древняя традиция псалмопения в певческой рукописи середины XVI века из собрания ОСРК Q.I.184 // Древнерусское песнопение. Пути во времени. По материалам научных конференция «Бражниковские чтения» 2008–2009 годов / Сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. СПб., 2011. Вып. 5. С. 94-112.
  6. Кручинина А. Н., Швец Т. В. «Христос при дверех, жремая Пасха прииде...»: чин Умовения ног в древнерусской певческой традиции // Евразия: духовные традиции народов. №1/2012. Журнал междисциплинарных исследований в области религии и культуры. М., 2012. С. 186-216.
  7. Кручинина А. Н., Егорова М. С., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014.

Является автором расшифровок древнерусской монодии и многоголосия, которые были исполнены различными коллективами в рамках Международного фестиваля Академия православной музыки в проектах:

  • «Литургия древнерусских распевов» (чинопоследование Божественной Литургии Святого Иоанна Златоуста по певческим рукописям конца XVII–XIX веков). БЗФ, 2010 г., Исаакиевский собор, 2012 г.;
  • «Всенощная древнерусских распевов» (Песнопения Всенощного бдения святым первоверховным апостолам Петру и Павлу по певческим рукописям конца XVII–XIX веков). БЗФ, 2011 г.;
  • «Чинопоследование Панихиды» (расшифровки древнерусских распевов по рукописям XVII–XIX веков, авторские и анонимные гармонизации распевов XVIII–XX веков). Петропавловский собор, 2013 г.;
  • «Заздравная чаша» (песнопения чина «За приливок о здравии государя»). Государственная академическая капелла, 2013 г.
  • «Дни Сергия Радонежского». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Министерство культуры РФ, 2014 г.

Расшифровки опубликованы на сайте фестиваля Академия православной музыки http://school.orthodoxfestival.ru/notes, а также в журнале «Вода живая», специальный выпуск № 3, 2013.
По материалам фестиваля вышел DVD-диск: Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста. Миссионерское Богослужение. Реконструкция роспевов по древнерусским певческим рукописям. Академия православной музыки, 2012. Расшифровки песнопений – медиевисты кафедры ДПИ СПбГК Е. Смирнова, Е. Плетнева, Т. Швец. ©АПМ. Телевезионная версия – студия «Образ», продюсер - Н. Ромоданова, Оформление диска М. Хлобыстина.

Педагогическая деятельность:

Является разработчиком и автором следующих УМКД по направлению подготовки 73000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профильный модуль №4 Древнерусское певческое искусство:

  • История и теория русской духовной музыки (совместно с А. Н. Кручининой, Е. В. Плетневой, Е. А. Смирновой);
  • Специальный класс (совместно с А. Н. Кручининой, Ф. В. Панченко);
  • Вокальный ансамбль (совместно с Н. В. Мосягиной);
  • Методика работы с вокальным ансамблем;
  • Исполнительская практика;
  • Музыкальная информатика;
  • Невменная нотография в издательском деле.

С 2002 по 2015 год под руководством Швец Т. В. подготовлено и представлено на Государственный экзамен более 40 концертно-экзаменационных программ по классу «Вокальный ансамбль». Студенты специального класса являются участниками Международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (СПбГК). Двое учеников Швец Т. В. удостоены звания лауреатов Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва, РАМ имени Гнесиных).

Является автором следующих учебно-методических пособий:

  • Пособие для абитуриентов музыковедческого факультета, образовательная программа «Древнерусское певческое искусство» (специальность) / Авторы-составители: Н. В. Мосягина, Е. В. Плетнёва, Т. В. Швец. СПб.: СПбГК, 2011.
  • Пособие для абитуриентов по направлению подготовки Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль: древнерусское певческое искусство / Авторы-составители: Н. В. Мосягина, Е. В. Плетнёва, Т. В. Швец. СПб.: СПбГК, 2014. Изд. втор., испр. и допол.
  • Древнерусские чины в нотированных рукописях XVII–XIX веков: Умовение ног. Панихида. Заздравная чаша. Хрестоматия по курсу «История и теория русской духовной музыки» / Авторы-составители Е. В. Плетнёва, Т. В. Швец. СПб.: СПбГК, 2014.

Проводит мастер-классы по проблемам истории, теории и исполнительства древнерусского певческого искусства в различных городах России. С 2009 года является приглашенным педагогом проекта Летняя школа Международного фестиваля Академия православной музыки (лекция «Основы знаменной нотации», мастер-класс «Распевы Древней Руси») http://school.orthodoxfestival.ru/teachers.