МАНУЛКИНА ОЛЬГА БОРИСОВНА


Кафедра: истории зарубежной музыки

Занимаемая должность: доцент

Ученое звание: доцент

Ученая степень: кандидат искусствоведения

Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (1990), музыковедение; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1994)

Диссертация: «Фольклор в симфониях Ралфа Воана Уильмса» (1994)

Достижения: участник программы Фулбрайта (Нью-Йорк, 2002)

Общий трудовой стаж: с 1985 года

Педагогический стаж работы в вузе: с 1992 года

Преподаваемые дисциплины: история зарубежной музыки, опера барокко, музыкальная культура США, современная зарубежная музыка, музыкальный театр ХХ-XXI веков, методология музыковедческого исследования

Повышение квалификации: семинары «Мышление и письмо» (на английском языке), Факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, 2012, 2013, 2014, 2015.

Ольга Борисовна Манулкина —главный редактор научного журнала Санкт-Петербургской консерватории Opera musicologica. http://www.conservatory.ru/opera_musicologica

В Санкт-Петербургской консерватории читает лекции студентам музыковедческого факультета и факультета композиции и дирижирования. Под руководством О. Б. Манулкиной было защищено пять дипломных работ.

О. Б. Манулкина — доцент Санкт-Петербургского государственного университета, один из создателей и руководитель магистерской программы «Музыкальная критика». В университете О. Б. Манулкина ведет курсы «Опера: от партитуры к сцене», «Оперный и балетный театр в пространстве современной культуры» и ведет практикум по музыкальной критике. Под ее руководством защищено три магистерские диссертации. http://artesliberales.spbu.ru/contacts-ru/manulkina

В Европейском университете в Санкт-Петербурге О. Б. Манулкина читает курс Defining Russia Musically на магистерской программе MARCA (Internarional MA in Russian Cultural History and the Arts).
Член Международного музыковедческого общества (International Musicological Society, IMS) и Международной исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» под эгидой IMS (IMS Study group „Stravinsky: between East and West”).

Член Союза композиторов Санкт-Петербурга (в 1999-2014 — член Правления), экспертного совета Фонда Про Арте, член жюри национальной премии «Золотая маска» (2007, 2010, 2012). Cтипендиат Американского совета научных сообществ (ACLS, 1999, 2007) и Trust for Mutual Understanding (2005).

С 1995 по 2002 — музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант», с 2003 по 2009 — журнала «Афиша» (ведущая рубрики «Опера и классическая музыка»).

Куратор «Американского сезона в Петербурге» (2008).

Среди выпускников класса О. Б. Манулкиной — И. Лесковская, ведущий эксперт по голландской музыке, переводчик книг Л. Андриссена и Э. Шёнбергера («Часы Аполлона. О Стравинском», «Украденное время», «Искусство жечь порох»), автор-составитель сборника «Pro голландскую музыку»; О. Пантелеева, PhD, после консерватории закончившая магистратуру Утрехтского университета и аспирантуру Калифорнийского университета в Беркли под руководством Р. Тарускина, автор диссертации о формировании русского музыковедения.

О. Б. Манулкина выступала с докладами на международных симпозиумах и конференцях в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Минске, Вильнюсе, Принстоне, Питтсбурге, Дублине, Левене (Бельгия), Риме, Дареме (Великобритания).

Сфера научных интересов: музыка ХХ века, музыка США, русско-европейские и русско-американские музыкальные связи, история и современная практика музыкального театра, опера барокко, Стравинский.

http://spbu.academia.edu/OlgaManulkina

Основные публикации
Книги:

  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003. В 3 томах. Т.1: «Опера». М.: НЛО, 2015 (автор-составитель, совместно с П. Гершензоном). Т. 2: «Балет». М.: НЛО, 2015 (член редколлегии).
  • Век «Весны священной» — век модернизма. М.: Большой театр, 2013 (редактор-составитель, совместно с П. Гершензоном)
  • От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
  • Друскин М. С. Собрание сочинений. Том 4: «Игорь Стравинский». СПб.: Композитор, 2009 (член редколлегии, совместно с Л. Ковнацкой, Л. Адэр, Н. Брагинской).
  • Американские композиторы ХХ века. СПб: СПбГК, 2007.

Статьи:

  • Leonard Bernstein’s 1959 Triumph in the Soviet Union. In: The Rite of Spring at 100, 1913/2013. Edited by Severine Neff, Maureen Carr, and Gretchen Horlacher. With John Reef, Foreword by Stephen Walsh Indiana University Press, 2016 (в печати).
  • Стравинский. Перекрестки // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919-1930. В 3 томах. Т.3. СПб.: Композитор, 2013.
  • Джон Кейдж и история американской музыки // Научный вестник Московской консерватории. 2013. №2.
  • Опера в эпоху высоких технологий: документальный видеотеатр Стива Райха // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. СПб.: СПбГК, 2012.
  • Американская музыка в советской критике 1920-х и 1930-х // Opera musicologica. 2012. №3(13).
  • Колумб советского музыкознания // Голос человеческий: к столетию со дня рождения В. Дж. Конен. Воспоминания. Письма. Статьи. М.: МГК, 2011.
  • Композиция для ритмикона и четырех модернистов // Opera musicologica. 2011. №3-4 (9-10). С.151-166.
  • Читать ушами // Шенбергер Э. «Искусство жечь порох». СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006.
  • Рождественская оратория «El Nino» Джона Адамса // Жизнь религии в музыке. СПбГК, 2006.
  • Stravinsky в Новом Свете: 1920-е // Стравинский в контексте времени и места. М.: МГК, 2006.
  • Самое актуальное из искусств? Оперы Джона Адамса // Критика. Публицистика. Страницы истории. СПбГК, 2006.
  • Призраки Версаля: образ французской музыки эпохи Людовика XIV в «Спящей красавице» Чайковского // Русско-французские музыкальные связи. СПбГК, 2004.
  • Ballo Russo в дягилевских Ballets Russes // Русско-итальянские музыкальные связи. СПбГК, 2004.
  • Петер Адрианс; Корнелис де Бондт; Тристан Кёрис; Тон де Леу // Pro голландскую музыку. СПб.: Про Арте, 2003.
  • The Rite of Beauty: an introduction to the music of Leonid Desyatnikov. In: Tempo. April 2002. №220

Переводы:

  • П. Пирс Из дневника путешествий // Русско-британские музыкальные связи. СПб., 2009.
  • Э.Уилсон Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками. СПб.: Композитор, 2006.
  • Р. Бартлет Шостакович и Чехов // Д.Д.Шостакович. Сборник к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996.
  • Л. Фэй Шостакович, ЛАСМ и Асафьев // Д.Д.Шостакович. Сборник к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996.
  • Р. Тарускин Шостакович и мы // Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи. СПб.: Композитор, 2000.
  • Д. Фэннинг Современный мастер до мажора // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000.
  • Л. Фэй Шостакович против Волкова: чье «Свидетельство»? // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000.
  • Л. Фэй Возвращаясь к «Свидетельству» // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000.
    Статьи в словарях и энциклопедиях:

  • Музыкальный хронограф и комментарии // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т.4. СПб, Сеанс 2002. (Совместно с О.Скорбященской)
  • Desyatnikov Leonid; Kovnatskaya Lyudmila; Pakhmutova Alexandra (rev.); Petrov Andrey; Popov Alexandr; Sergeeva Tat’yana (rev.) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition. London: Macmillan Reference, 2000.
  • Ali-Zadeh, Franghiz; Chudova, Tat’yana; Eksanihvili, Eleonora; Elcheva, Irina; Gubaydulina, Sofya; Levina, Zara; Lyadova, Lyudmila; Metallidi, Zhanneta; Pakhmutova, Alexandra; Sergeeva, Tat’yana; Svanidze, Nathela; Voronina, Tat’yana; Zhubanova, Gaziza // The New Grove Dictionary of Women Composers. London: Macmillan; N.Y.: W.W.Norton, 1994.

Учебно-методические работы:

  • Современная зарубежная музыка. Учебная программа. СПбГК, 2014.
  • Опера барокко. Учебная программа. СПбГК, 2014.
  • Музыкальная культура народов мира (США). Учебная программа. СПбГК, 2014.
  • Джордж Гершвин. Учебное пособие. СПбГК, 2010.
  • Аарон Копланд; Джон Адамс; Р.Эшли. Телеоперы; Дж.Харбисон. «Великий Гэтсби»; Э.Дэвис. «Икс. Жизнь и времена Малколма Икс»; С.Райх. «Пещера»; Тан Дун. «Чай» // Музыкальная культура США ХХ века. Учебное пособие. МГК, 2007.

Музыкально-критические публикации:

Более 500 рецензий и статей в газетах, журналах и на сайтах в т. ч.: «Коммерсант», «Афиша», «Мариинский театр», «Музыкальное обозрение», «Петербургский театральный журнал», Colta.ru.

Dr. Olga Manulkina is an associate professor at the St Petersburg Conservatory, where she teaches courses on American music, Contemporary music and music theatre and Baroque opera as well as History of Western music and musicology, and at the St Petersburg University, where she is a head of a Music criticism MA program. In 2014 she has also joined faculty of MARCA program European University in St Petersburg.

Olga Manulkina is the editor-in-chief of the peer-reviewed quarterly journal OPERA MUSICOLOGICA.

In 2002 Olga Manulkina was a Fulbright scholar at the Graduate Centre of the CUNY. She is a member of the St. Petersburg Composers’ Union (from 1999 to 2014 — a member of the board), of Pro Arte Foundation board of experts. She was a member of the jury of Russian National Theatre Prize «Golden Mask» (2007, 2010 and 2012), an organizer of a number of festivals and conferences and a curator of «American season in St Petersburg» (2008).

Olga Manulkina was a music critic of the Russian federal newspaper Kommersant (1995-2002) and Afisha magazine (2003-2009). She is the author of the book From Ives to Adams: American Music of the Twentieth Century (2010), numerous articles on Russian and American music, a number of translations, including Shostakovich: A Life Remembered by E. Wilson (2006), and over 500 reviews and articles published in newspapers and magazines. She has compiled and edited with Pavel Gershenzon a book A Century of Le Sacre – a Century of Modernism (Bolshoi theatre, 2013) and New Russian Music Criticism. 1993-2003 (1st volume, Opera, Moscow, 2015).

Olga Manulkina presented papers at the conferences at the universities of Princeton, Pittsburg, Dublin, Leuven (Belgium), Durham (UK) and at the Bard College (USA), at the Conservatories and Music Academies of Moscow, Kiev, Minsk, Vilnus and Rome.

Her academic interests include: 20th century music, US music, American-Russian and European-Russian musical relations, history and criticism of music theatre, baroque opera, Stravinsky.

http://spbu.academia.edu/OlgaManulkina