2 и 3 июля на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории состоялась очередная премьера. Музыкальный руководитель и дирижер постановки - народный артист России Сергей Стадлер - представит единственную оперу великого романтика Роберта Шумана «Геновева».
Р. Шуман. «Геновева». Опера в 4-х действиях
Музыкальный руководитель и дирижер – н.а. России Сергей Стадлер
Режиссер – Владимир Акулов
Хормейстер – з. д. искусств России и Карелии Станислав Легков
Художник-постановщик – Светлана Бурякова
Художник по свету – Мария Макова
Солисты:
- Женевьева Брабантская - Екатерина Гончарова, Наталья Бирюкова, Юлия Ковригина
- Зигфрид - Николай Царевский, Михаил Павлов
- Голо - Евгений Наговицын, Борис Рудак
- Маргарита - з. а. России Галина Киселева, Александра Попандопуло
- Бальтазар - Иван Новоселов, Евгений Чернядьев,
- Каспар - Евгений Солодовников,
- Гидульфус - Григорий Шкарупа
«Опера Шумана «Геновева» - одно из самых интересных и ярких творений позднего периода творчества композитора, несущее в себе огромный эмоциональный заряд. Она пленяет необыкновенной красотой оркестровки и изысканностью вокальных партий. В этом произведении композиторская мысль преобладает над сценическими эффектами.
Опера особенно сложна для постановки, так как сюжетная линия и музыка не пересекаются, а сосуществуют в параллельном пространстве. Я бы назвал подобное отношение к музыке ораториальным…На мой взгляд, самое скучное, что может быть в музыке – это концертное исполнение оперы. Мы представим «Геновеву» в варианте «semistage». Я буду искренне рад познакомить любителей настоящей музыки с этим незаслуженно забытым шедевром».
Народный артист России Сергей Стадлер
«Традиционно-романтическая гофмановская фантастика дается в опере не в сказочно-идиллическом, а в драматически-зловещем лике, предвосхищая собой линию образов зла в музыке нашего века. А прекрасная сердечная Jnnigkeit Геновевы и Зигфрида – это та душевная чистота, естественная незащищенность и цельность добра в человеке, которых так часто не хватает в нашей чересчур уж динамичной и чреватой губительными катаклизмами действительности, где, кстати, так же четко определилась борьба добра и зла, жизни и смерти, мира и всеобщей гибели… Теперь нам остается ждать постановки «Геновевы» в каком-либо из наших театров. Кто из них окажется первооткрывателем, кто захочет и сумеет достойно возродить этот забытый, но абсолютно живой шедевр?».
Народный артист России Сергей Слонимский
Опера Р.Шумана «Геновева» (Genoveva) написана на либретто Р. Райника и Р. Шумана по драмам И.-Л. Тика и К.-Ф. Геббеля. Премьера состоялась 25 июня 1850 года в Лейпциге.
Шуман мечтал о создании оперы в течение всей своей жизни, но, отвергнув более двадцати сюжетов (Шекспир, Гофман, Байрон, Гете и др.), остановился именно на драме Фридриха Геббеля «Геновева». И Геббель, и Шуман делают главным действующим лицом трагедии не Геновеву, а Голо. В своем дневнике Геббель пишет о герое: «Я пытался заставить этот вспыльчивый, необузданный характер совершить дьявольские поступки из человеческих побуждений. Голо любит прекрасную женщину, вверенную его попечению, но он не Вертер. Это его несчастье, его вина и его оправдание». Герой Шумана тоже совершает античеловеческие поступки исключительно из человеческих побуждений.
Легенда о Женевьеве Брабантской. Геновева (Женевьева Брабантская) - дочь герцога Брабантского, героиня средневековой легенды, дошедшей до нас в редакции итальянского агиографа Якопо де Ворагине в его сборнике «Златая легенда» (около 1260 г).
Жена пфальцграфа Зигфрида Геновева остается на попечении молодого управителя замка Голо, когда ее муж уходит на войну с неверными. Голо скрывает свою любовь к Женевьеве в присутствии графа, но, оставшись с ней наедине, начинает преследовать ее, склоняя к измене. Героиня непреклонна, ни при каких обстоятельствах она не может нарушить клятву, данную под венцом. Озлобленный и оскорбленный в своем чувстве, Голо клевещет на нее, обвиняя в запретной связи со смотрителем замка. Зигфрид, поверив навету, приказывает казнить жену: та даже не пытается оправдаться, считая, что испытания даны людям свыше. В темнице она производит на свет сына, и палачи, сжалившись над ней, оставляют ее в лесу с младенцем на волю провидения.
Геновева в легенде, как и в трагедии Людвига Тика, - символ христианской мученицы, покорной своей судьбе, безропотно встречающей любые испытания. Ее образ связан с «христианским пантеизмом» иенских романтиков, близких Тику в 90-е годы XVIII века. Пьеса Тика так и не увидела сцены, оставшись «драмой для чтения». История заинтересовала и Фридриха Геббеля, но в его пьесе переставлены акценты: главным персонажем становится не покорная мученица, а преступивший закон, бросивший вызов миропорядку Голо.