К вопросу о «Христе» Рубинштейна

Музыкальный декабрь в России пройдет под знаком «Христа» Рубинштейна.

12 декабря 2008 года мировая премьера сценической версии духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос» состоялась на сцене Пермского Академического театра оперы и балета. Режиссером-постановщиком выступил худрук пермского театра Георгий Исаакян. Дирижером-постановщиком – правнук композитора Антон Шароев.

А 24 декабря 2008 года в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, правда, в концертном исполнении, прозвучат фрагменты этой оперы, партитура которых больше ста лет хранилась в консерваторской библиотеке. Ее представят Хор студентов и Большой симфонический оркестр им. А.Г. Рубинштейна Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Дирижер – народный артист России Сергей СТАДЛЕР.

Опера А.Г. Рубинштейна «Христос» была написана в Германии, издана в Лейпциге в 1894 году и тогда же прозвучала в концертном исполнении на сцене консерватории Штутгарта. Семь картин оперы – это семь самых ярких и значимых эпизодов Евангелия: рождение Христа и поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Гефсиманский сад, Благовещение, искушение Христа в пустыне, Тайная вечеря, суд Пилата. Гигантская фреска - от Рождества Христова до Вознесения – эта опера требует участия громадных хоров и десятков солистов. А. Рубинштейн надеялся показать оперу в России, но не успел – композитора не стало через полгода после завершении произведения. Прозвучав единственный раз в Германии, «Христос» был обречен на более чем вековое забвение, так как партитура оперы считалась бесследно исчезнувшей.

ПЕРМСКАЯ ИСТОРИЯ
(Из радио-интервью Георгия Исаакяна)
«Христос» - итоговая опера в жизни Антона Рубинштейна, который сам по себе был титанической фигурой в истории русской музыки. Основатель Петербургской консерватории, один из величайших пианистов, учитель двух десятков великих композиторов и музыкантов, автор знаменитой оперы «Демон». И так получилось, что фактически главное произведение его жизни, «Христос», написанное буквально за несколько месяцев до его кончины, считалось утерянным, поскольку было написано для немецких театров. Единожды оно было исполнено в концертном исполнении - в консерватории Штутгарта. И партитура считалась исчезнувшей. Но после длительных исследований, командировок в Германию дирижера-постановщика Антона Шароева, контактов с Гете-институтом, поисков в библиотеках и архивах вдруг на микрофильмах обнаружилась, что есть партитура: берлинские библиотекари сами не знали о том, что у них хранится «Христос». Они сказали: «Тут у нас есть какая-то русская опера - вы можете посмотреть».

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИСТОРИЯ
То, что прозвучит 24 декабря 2008 года на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, не имеет никакого отношения к берлинской находке Антона Шароева. Здесь будут исполнены три фрагмента этой оперы – Пролог, 3-е и 5-е явления, партитура которых – в прижизненном Лейпцигском издании – хранилась в консерваторской библиотеке.

Сведения о том, что опера Рубинштейна ни разу не исполнялась в России, не совсем достоверны: в петербургском хронографе за 1899 год сохранилось упоминание об исполнении Пролога этой оперы в одном концерте с тремя хорами из другой духовной оперы Рубинштейна – «Вавилонского столпотворения», на Экстренном симфоническом собрании Русского Музыкального Общества памяти Рубинштейна.

В отличие от пермского театра, в котором сложнейшую партию Христа решили разделить между всеми 14-ю тенорами оперной труппы, в Петербурге эту роль исполнит солист Мариинского театра Евгений Страшко.

Евгений Страшко – дипломант I-го Международного конкурса вокалистов им. Н.К. Печковского (Санкт-Петербург, 1993), I-го Международного конкурса теноров им. Бьерлинга (Швеция, 1994), лауреат II-го Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1996, III премия). Певец родился в Крыму. В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Учился в Высших школах музыки Граца и Зальцбурга (Австрия). В репертуаре партии Ленского ("Евгений Онегин"), Альфреда ("Травиата"), Германа ("Пиковая дама"), Макдуфа ("Макбет"), Самозванца ("Борис Годунов"), Семена Котко ("Семен Котко"), Гришки Кутерьмы ("Сказание о невидимом граде Китеже"), Сергея ("Леди Макбет Мценского уезда"), Тамино ("Волшебная флейта"), Рудольфа ("Богема"), Каварадосси ("Тоска"), Андрея ("Мазепа"), Цыгана ("Алеко"), Моцарта («Дети Розенталя», Большой театр Росии), Дон Жуана ("Каменный гость"), Моцарта ("Моцарт и Сальери"). В составе труппы Мариинского театра Евгений Страшко гастролировал в Финляндии, Великобритании (Ковент Гарден), Франции, Китае (Шанхайская Опера), Японии, Израиле, Италии (Ла Скала), Голландии, США, выступал с известными современными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев и многие другие.

Титульный лист партитуры Рубинштейна с библиотечными пометками. [Посмотреть]