Опера К-В. Глюка «Орфей»

15 ноября в Театре оперы и балета Консерватории состоялся открытый предпремьерный показ оперы К.-В. Глюка «Орфей» в редакции Гектора Берлиоза. Дирижировал оперой и.о. ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Н.а. России Сергей Стадлер.

Показ оперы прошел с большим успехом, при стечении большого количества заинтересованных слушателей, большинство которых составили студенты творческих и гуманитарных вузов.

21 декабря в 19.00 Театр оперы и балета Консерватории приглашает всех на премьеру оперы.

Телефон для аккредитаций – (812)314-88-46.

К-В. Глюк «Орфей»
Музыкальный руководитель и дирижер – Народный артист России Сергей СТАДЛЕР

Хореография и мизансцены – Константин Чувашев
Художник-постановщик – Татьяна Ястребова
Художник по свету – Мария Макова
Ассистент дирижера – Назар Кожухарь
Художественный руководитель хора – Юлия Хуторецкая
Хормейстер – Максим Пожидаев
Ответственный концертмейстер – Григорий Якерсон
Солисты – Елена Веденеева, Наталья Бирюкова, Наталия Москвина

Студенты, оперный хор, балетная труппа и Большой симфонический оркестр СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова

Авторское название оперы К.-В. Глюка – «Орфей и Эвридика». Это сочинение принесло композитору мировую известность. В противовес прочно утвердившемуся на оперной сцене XVIII века «концерту в костюмах» Глюк предложил новую концепцию оперного искусства, в которой музыка сопутствует поэзии и усиливает выражаемые в ней чувства.

Впервые опера была исполнена 5 октября 1762 г. в Вене. В первоначальной редакции Орфея пел кастрат. Однако уже во второй версии, сделанной для парижской постановки 1774 г., Глюк перепоручает главную партию тенору. Третья редакция оперы была осуществлена Г. Берлиозом спустя почти 100 лет после премьеры: в 1859 году он модифицировал две предыдущие версии, видоизменил партитуру, добавив тембры современного ему оркестра, но не нарушив при этом норм оркестра XVIII века, а партию Орфея переписал для примадонны – контральто Полины Виардо.

Именно эту версию, на французском языке, и представит театр консерватории на своей сцене. Редакция оперы по академическому изданию Беренрайтера (Bärenreiter) 2005 года прозвучит в России впервые.

История Театра оперы и балета СПбГК началась в 1783 году, когда в Петербурге был построен Большой каменный театр, ставший первым музыкальным театром России.

В 1896 году, после очередной реконструкции, помещение театра стало частью нового здания Петербургской консерватории. С этого момента начинается новая веха в истории его развития. В начале ХХ века здесь шли открытые студенческие оперные спектакли в постановке знаменитых певцов и режиссеров, профессоров консерватории.

Первым художественным руководителем Оперной студии консерватории стал знаменитый певец Иван Ершов, благодаря которому студия превратилась в важный центр музыкальной жизни Петербурга-Ленинграда. Оперная студия консерватории первой из советских театров выехала на зарубежные гастроли – на знаменитый Зальцбургский фестиваль.

По сей день театр консерватории – это уникальный проект учебного театра оперы и балета, аналогов которому в мире не так много. Именно на этой сцене начинали свой профессиональный путь звезды мировой оперы: Елена Образцова, Ирина Богачева, Юрий Марусин, Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Константин Плужников, Ольга Бородина, Анна Нетребко. Здесь дебютировали великие дирижеры Евгений Мравинский, Илья Мусин, Юрий Симонов, Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев.

Спектакли театра консерватории – это сотрудничество серьезных музыкантов и начинающих артистов. Для последних работа над каждым новым проектом – это в первую очередь профессиональная школа, в которой они перенимают опыт старших коллег и нарабатывают репертуар. Политика театра базируется на том, что помимо хрестоматийных произведений в программу необходимо включать редко исполняемые в России, но чрезвычайно востребованные на Западе оперы, дабы облегчить артистам их дальнейший профессиональный путь.

Сергей Стадлер – скрипач, дирижер, Народный артист РФ, исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Сергей Стадлер родился в 1962 г. в Ленинграде в семье музыкантов. Окончил Специальную музыкальную школу-десятилетку (ныне ССМШ Петербургской консерватории) и Ленинградскую консерваторию, затем ассистентуру Московской консерватории. Его учителями в разные годы были Б.Сергеев, Д.Ойстрах, М.Вайман, Б.Гутников, Л.Коган, В.Третьяков.

Лауреат международных конкурсов – «Концертино-Прага» (I премия, 1976), имени М.Лонг и Ж.Тибо (Гран-при и Специальный приз за лучшее исполнение французской музыки, Париж. 1979), имени Я.Сибелиуса (II премия и Специальный приз публики, Хельсинки, 1982), имени П.И.Чайковского (I премия и Золотая медаль, Москва, 1982).

Ведет интенсивную концертную деятельность, гастролировал более чем в сорока странах мира, записал несколько десятков CD. Уделяет серьезное внимание дирижированию. Под его управлением впервые в России прозвучала симфония Мессиана «Турангалила». В течение нескольких лет был главным дирижером Театра Санкт-Петербургской консерватории. Среди осуществленных премьер – «Троянцы» Берлиоза, «Тоска» Пуччини, «Реквием» Верди.

Огромное внимание Сергей Стадлер уделяет музыкальному просветительству, возвращая в концертную практику пласты забытой музыки. Среди недавно осуществленных проектов - премьера оратории А. Вивальди «Юдифь торжествующая», с успехом прошедшая 22 сентября 2008 г. в Малом зале имени А.К.Глазунова. Следующим в этом контексте событием станет премьера 21 ноября 2008 года оперы К.-В.Глюка «Орфей».