Резолюция III Международной конференции

С 25 по 27 октября 2007 г. в Санкт-Петербургской государственной консерватории состоялась III Международная конференция «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы» В конференции приняли участие 153 представителя из 17 государств. В составе участников были ректоры высших музыкальных заведений, директора средних музыкальных заведений, детских музыкальных школ и школ искусств, представители комитетов по культуре субъектов Российской Федерации, руководители учебно-методических центров.

Основной темой обсуждений стало музыкальное воспитание и образование подрастающего поколения России.

По итогам конференции участники приняли резолюцию:

РЕЗОЛЮЦИЯ
Третьей Международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке.
Состояние и перспективы»

Участники Третьей Международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке», присоединяясь к рекомендациям, разработанным во время двух предыдущих конференций в С-Петербурге (2005, 2006 гг.), посвященных состоянию и перспективам профессионального музыкального образования, выражают серьезную обеспокоенность резким снижением уровня школьного музыкального образования в России и музыкально-эстетических вкусов подрастающего поколения, невниманием со стороны государственных органов управления образованием к качеству преподавания дисциплин художественного цикла в учреждениях общеобразовательного типа, снижением уровня государственной заинтересованности в сохранении национальных хоровых традиций, равнодушием к низкому уровню заработной платы учителей музыки. Мы считаем, что проблема духовного здоровья нации – это проблема государства и в центре её – музыкальное воспитание, художественное образования и просвещение.

Участники конференции выражают удовлетворение работой конференции, плодотворностью состоявшихся дискуссий и высоким организационным уровнем, и считают необходимым рекомендовать следующее:

1. Создать Российский Национальный Музыкальный Совет (РНМС) с международным названием Russian Federation Music Council (RussFMC) как общественный рекомендательный орган формирования политики в области музыкального образования, музыкального просвещения и массовой музыкальной культуры, вырабатывающий конкретные рекомендации в целях преодоления неблагоприятных тенденций, складывающихся в России в указанных областях.

2. Поручить подготовку и проведение учредительной конференции РНМС Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) им. Н.А. Римского-Корсакова и музыкальному факультету Московского педагогического государственного университета. Для разработки проекта устава РНМС и предложений по его формированию создать рабочую группу

3. До создания РНМС делегировать его функции РОСИСМЕ (Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при Всемирном музыкальном Совете ЮНЕСКО).

4. Просить соответствующие государственные органы и ведомства, имеющие отношение к управлению образованием, культурой и искусством, рассмотреть следующие вопросы:

4.1. Министерство образования и науки РФ:
4.1.1. Учитывая, что урок музыки является в учреждениях общеобразовательного типа единственной формой воспитания музыкально-эстетической культуры каждого школьника, предусмотреть преподавание данного предмета в течение всех лет обучения, включив его в перечень предметов итогового документа об окончании школы.
4.1.2. При формировании заказа на подготовку специалистов музыкально-педагогическими факультетами педагогических вузов считать приоритетной задачей подготовку учителя музыки.
4.1.3. Сохранить при создании Государственных стандартов третьего поколения специалитет с квалификацией «учитель музыки». Поручить Учебно-методическому объединению по специальностям педагогического образования, Учебно-методическому объединению вузов России по образованию в области музыкального искусства и Учебно-методическому объединению по направлениям педагогического образованию проанализировать действующие Государственные образовательные стандарты и выработать единую политику в области музыкального воспитания и образования.
4.1.4. При рассмотрении Концепции развития образования в сфере культуры и искусства предусмотреть изменение правого статуса детских музыкальных школ.
4.1.5. Расширить квалификацию «учитель музыки» в следующей формулировке: «учитель музыки, преподаватель музыкальной дисциплины в среднем специальном педагогическом учебном заведении»
4.1.6. Создать на базе МПГУ временный научно-исследовательский коллектив, с участием музыкантов-педагогов МПГУ, Психологического института РАО, Росздрава и др. для обобщения опыта работы по реализации здоровье сберегающей, социальной, психологической, духовно-эстетической функции музыки в развитии личности ребенка и внедрения этого опыта в теорию и практику музыкального образования.

4.2. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.2.1. С целью восстановления, сохранения и развития национальных хоровых традиций предусмотреть в учреждениях общеобразовательного типа не менее 0,5 ставки педагога дополнительного образования для руководителя школьных хоров в 1-4 и 5-10 классах.
4.2.2. Не допускать имеющие место сокрытия вакансий учителя музыки руководством школ и на этой основе передачу уроков музыки учителям начальных классов или преподавателям других предметов в старших классах.
4.2.3. Рекомендовать государственным органам управления образования и культуры субъектов Российской Федерации всемерно сохранять и поддерживать детские музыкальные школы и школы искусств как единственный источник формирования профессиональных кадров в области музыкального искусства, воспитания зрителей и слушателей музыкальных театров и концертных залов.

4.3. Российскую академию образования:
4.3.1. Привлечь ведущих музыкантов-педагогов страны из числа научно-педагогического сообщества вузов культуры, искусства и музыкальных факультетов педагогических университетов к разработке нового Государственного стандарта для начальной школы.

4.4. Агентство по культуре и кинематографии:
4.4.1. Рассмотреть вопрос о создании на базе телевизионного канала «Культура» музыкальных передач, специально обращенных к учреждениям общеобразовательного типа и урокам музыки.
4.4.2. Увеличить число бюджетных мест в федеральных высших учебных заведениях на специальность «Музыкальное образование» с целью подготовки профессиональных учителей музыки для учреждений общеобразовательного типа.

4.5. Государственную Думу собрания Российской Федерации
4.5.1. Учитывая важность и значение в подготовке будущих специалистов в области искусства детских школ искусств, в том числе музыкальных, художественных, хореографических, театральных и других школ сферы искусства, которые сегодня в правовом отношении являются учреждениями дополнительного образования детей, а по сути и по содержанию – определяют начальную специальную базу для будущего профессионального специалиста, участники конференции обращаются в Государственную Думу РФ об изменении правового статуса данных образовательных учреждений, определив их тип – как учреждений начального специального образования.

Текст рекомендаций довести до сведения:

  • Администрации Президента Российской Федерации,
  • Правительства Российской Федерации,
  • Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации,
  • Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации,
  • Министерства образования и науки Российской Федерации,
  • Федерального агентства по культуре и кинематографии,
  • Общественная палата Российской Федерации
  • Администраций субъектов Российской Федерации,
  • Средств массовой информации.

Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н.А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербург, 27 октября 2007 года