С декабря 2017 года по апрель 2018 года Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.
Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу
С декабря 2017 года по апрель 2018 года Санкт-Петербургская консерватория проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.
Учредителем конкурса является Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.
Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) — выдающегося отечественного ученого, заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской – Петербургской консерватории, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.
Срок проведения конкурса: декабрь 2017 года — апрель 2018 года.
Тема конкурса 2017–2018 годов «Жанры и формы в творчестве С. М. Слонимского».
В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десятилетним или одиннадцатилетним сроком обучения).
Работы присылаются не позднее 10 апреля 2018 года в электронном виде по электронному адресу: analiz@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер «А». Проректору СПбГК по научной работе Н. А. Брагинской.
Председатель жюри конкурса – проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент Н. А. Брагинская.
Председатель Оргкомитета конкурса — кандидат искусствоведения, профессор Н. Ю. Афонина, заместитель председателя — кандидат искусствоведения, доцент В. В. Горячих.
Итоги конкурса будут объявлены 20 мая 2018 года.
Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.
2. Сохранение и развитие традиций аналитической школы Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории.
3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.
УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2017–2018 ГОДА
На конкурс принимаются работы, посвященные анализу сочинений С. М. Слонимского, созданных в разных жанрах и формах: это может быть хоровое сочинение, камерный вокальный цикл, фортепианная либо оркестровая музыка, часть симфонии, оперы, балета (в пределах аналитических задач Конкурса и требований к объему работ). Задача конкурсной работы — проанализировать жанровые черты и их трактовку в избранном для исследования произведении, выявить особенности тематического материала и формообразования; охарактеризовать стилевые признаки музыки С. М. Слонимского, отметить новаторские черты его музыки и преемственность с традициями национальной и общемировой музыкальной культуры. Для расширения представления о творчестве композитора желательно также ознакомиться с его литературными произведениями (см. ниже краткий список) и интервью. В анализе рекомендуется учитывать положения, сформулированные в трудах Е. А. Ручьевской (их перечень см. ниже).
Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, а также способность аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.
Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно. Конкурс предполагает свободное участие молодых музыкантов разных специальностей, в связи с чем представляемые на конкурс тексты не требуют предварительного отбора внутри музыкального учебного заведения.
Требования к тексту работ:
1. Объем работы – 10-14 страниц компьютерного текста (не более 35 тыс. знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman. Рисунки, таблицы и нотные примеры в указанный объем не входят.
2. На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес (с индексом), телефон, e-mail.
3. В случае выполнения работы под руководством педагога указываются: ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание, e-mail.
4. Список использованной литературы приводится в конце работы.
5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.
6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа снимается с конкурса.
По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru) или Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru).
Краткий список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:
Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд.: СПб., 2002.
Ручьевская Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет: В 2-х т. / Отв. ред. В. В. Горячих. Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
Ручьевская Е. А., Кузьмина Н. И. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. научных трудов / Отв. ред. Е. А. Ручьевская. Ч. 2. Л., 1990. С. 129–174; см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. I. С. 456–486.
Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: Статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57; см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. I. С. 273–285.
Ручьевская Е. А. Наш современник Сергей Слонимский // Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского / Ред.-сост. Т. Зайцева, Р. Слонимская. СПб., 2003. С. 115–117.
Ручьевская Е. А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (На примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка: Сб. статей и исследований / Сост. В. А. Фрумкин. М., 1973; см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. II. С. 91–134.
Ручьевская Е. А. О Реквиеме С. Слонимского // Ручьевская Е. А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. I. С. 184–205.
Ручьевская Е. А. Будь счастлив, Щелкунчик! // Ручьевская Е. А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. I. С. 206–210.
Примерный список рекомендованных работ, посвященных творчеству С. М. Слонимского
Милка А. П. Сергей Слонимский. Монографический очерк. Л.-М., 1976.
Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л., 1991.
Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского. СПб., 2003.
Зайцева Т. Композитор Сергей Слонимский. Портрет петербуржца. СПб., 2009.
Сергей Слонимский — собеседник / Сост.: Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. М., 2014.
Литературные произведения С. М. Слонимского
• Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке. СПб., 2004.
• Мысли о композиторском ремесле. СПб., 2006.
• Раздумья о третьем авангарде и путях современной музыки (заметки композитора). СПб., 2014.