Никитин А.П.

«Он не просто великолепный виолончелист. Он – музыкант с большой буквы, подлинный Мастер. Сегодня он крупнейший профессор по классу виолончели в нашей стране. Как прекрасно, что молодое поколение виолончелистов может постоянно общаться с А.П. Никитиным, с жадным вниманием постигая сложнейшую, но и прекрасную науку – дорогу к совершенству»
Даниил Шафран

Народный артист России А.П. Никитин преподает в Санкт-Петербургской консерватории с 1961 года, с 1978 года – заведует кафедрой виолончели. Его воспитанники работают в лучших оркестрах, преподают в ведущих консерваториях в нашей стране и за рубежом.
Учился в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории на двух факультетах: фортепианном и оркестром, затем окончил аспирантуру Московской консерватории (класс М. Л. Ростроповича). Будучи блестящим концертирующим исполнителем, А.П. Никитин еще в студенческие годы связал свою творческую судьбу с Заслуженным коллективом республики Академическим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, заняв поначалу место в группе виолончелей, а затем возглавив ее, как солист- концертмейстер оркестра (1963).
Широко известна сольная и камерная деятельность А.П. Никитина. Концертный репертуар виолончелиста, необыкновенно разнообразный и обширный по диапазону, включает в себя практически всю виолончельную классику и лучшие произведения XX века.
Многолетнее творческое сотрудничество связывает А.П. Никитина с выдающимися современными композиторами; ему, и созданному им ансамблю виолончелистов (1975) посвящен целый ряд произведений.
На протяжении более тридцати лет ансамбль ведет активную концертную деятельность. Этот постоянно действующий коллектив приобрел широкую известность. Пресса отмечает присущие его игре «технический блеск и чувство вдохновения», «ощущение единства школы и редкого ансамблевого взаимодействия».
Сам факт принадлежности к школе Никитина приобретает особый – знаковый – характер, является своеобразным музыкальным «удостоверением личности», гарантией высокого профессионализма. Но за этим стоит нечто большее - сопричастность великой традиции русского виолончельного искусства. Великолепная культура звука, культура «пения на виолончели», благородство и одухотворенность интерпретации, романтическая наполненность художественной эмоции – качества, культивируемые еще школой К.Ю. Давыдова, развиваются в исполнительстве и педагогике А.П. Никитина.

Подготовлено по материалам декана музыковедческого факультета,
профессора кафедры истории зарубежной музыки
Н.И. Дегтяревой