Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу

С декабря 2016 года по апрель 2017 года Санкт-Петербургская консерватория проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Учредителем конкурса является Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.

Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.
Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.
Срок проведения конкурса: декабрь 2016 года – апрель 2017 года.
Тема конкурса 2016–2017 года: «Фортепианное трио в музыке XIX века: жанр, форма, тембровая драматургия».

В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).
Работы присылаются не позднее 10 апреля 2017 года в электронном виде по электронному адресу: analiz@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2. Проректору СПбГК по научной работе Н. А. Брагинской.

Итоги конкурса будут объявлены 20 мая 2017 года.

Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.
Председатель жюри конкурса – проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент Н. А. Брагинская.
Председатель Оргкомитета конкурса – кандидат искусствоведения, доцент В. В. Горячих, заместитель председателя – кандидат искусствоведения, доцент Н. Ю. Афонина.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.
2. Сохранение и развитие традиций аналитической школы Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории.
3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2016–2017 ГОДА

На конкурс принимаются работы, посвященные анализу произведений композиторов XIX века (Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, К. Сен-Санса, Г. Форе, С. Франка, М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и других) в жанре фортепианного трио со струнными и/или с духовыми инструментами. Возможен анализ как одной части (в контексте цикла), так и произведения в целом.

В соответствии с темой конкурса желателен акцент на выявлении жанровых признаков фортепианного трио, таких как: связи тематизма и музыкальной формы избранного сочинения с тембровой драматургией, специфика взаимодействия инструментов. В анализе рекомендуется учитывать положения, сформулированные в работах Е. А. Ручьевской (их примерный перечень см. ниже).

Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, профессионально аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.

Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно.

Требования к тексту работ:
1. Объем работы – 10-14 страниц компьютерного текста (не более 35 тыс. знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman. Рисунки, таблицы и нотные примеры в указанный объем не входят.
2. На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес (с индексом), телефон, e-mail.
3. В случае выполнения работы под руководством педагога указываются: ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание, e-mail.
4. Список использованной литературы приводится в конце работы.
5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.
6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа снимается с конкурса.

По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к председателю оргкомитета конкурса Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru) или зам. председателя оргкомитета Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).
Краткий список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:

Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд.: СПб., 2002.
Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
Ручьевская Е., Кузьмина Н. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. научных трудов. Ч. 2. Л., 1990. С. 129–174; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. С. 456–486.
Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. С. 273–285.

Также рекомендуются соответствующие главы учебных пособий по анализу и истории музыки, разделы монографий о творчестве избранного композитора, различные статьи и исследования, посвященные инструментальной, в том числе камерной музыке композиторов XIX века, например:

Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л., 1930; переизд.: Л., 1968.
Бондурянский А. Фортепианные трио Иоганнеса Брамса: проблемы интерпретации. М., 1986.
Бялый И.Е. Из Истории фортепианного трио: генезис и становление жанра. М., 1989.
Гайдамович Т.А. Русское фортепианное трио: История жанра. Вопросы интерпретации. М., 1993; М., 2005.
Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении // Музыкальное исполнительство. Вып. 9. М., 1976. С. 118–123.
Моисеев Г. Трио П. И. Чайковского «Памяти великого художника»: Опыт анализа художественной концепции. М., 2005.
Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961.
Ступель А. В мире камерной музыки. Л., 1970.
Цуккерман В.А. Тембр и фактура // Советская музыка. 1969. № 3. С. 45–52.