Ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской

С декабря 2015 года по апрель 2016 года Санкт-Петербургская консерватория проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Учредителем конкурса является Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.

Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.

Срок проведения конкурса: декабрь 2015 года – апрель 2016 года.

Тема конкурса 2015-2016 года: «Камерно-вокальные сочинения на тексты русских поэтов ХХ века».

В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).

Работы присылаются не позднее 15 апреля 2016 года в электронном виде, по электронному адресу: analiz@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2. Проректору СПбГК по научной работе Н. И. Дегтяревой.

Итоги конкурса будут объявлены 20 мая 2016 года.

Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.
Председатель жюри конкурса – проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор Н. И. Дегтярева.
Председатель Оргкомитета конкурса – кандидат искусствоведения, доцент В. В. Горячих, заместитель председателя – кандидат искусствоведения, доцент Н. Ю. Афонина.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.

2. Сохранение и развитие традиций аналитической школы Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории.

3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2015–2016 ГОДА

На конкурс принимаются работы, посвященные анализу камерных вокальных сочинений российских или зарубежных композиторов на тексты русских поэтов ХХ века. Возможен анализ: одного вокального сочинения (сольного или ансамблевого), нескольких произведений на один текст, небольшого цикла. Цель анализа – исследование соотношения музыки и слова в различных аспектах; при выборе вокального цикла необходимо затронуть также вопросы его драматургии.

В соответствии с темой конкурса желателен акцент на выявлении особенностей тематизма и музыкальной формы избранного сочинения, анализ поэтического текста и принципов его претворения в вокальной мелодии с позиций, сформулированных в работах Е. А. Ручьевской.

Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, профессионально аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.

Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно.

Требования к тексту работ:

1. Объем работы – 10-13 страниц компьютерного текста (не более 35 тыс. знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman. Рисунки, таблицы и нотные примеры в указанный объем не входят.

2. На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail.

3. В случае выполнения работы под руководством педагога указываются: ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание, e-mail.

4. Список использованной литературы приводится в конце работы.

5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.

6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа снимается с конкурса.

По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к председателю оргкомитета конкурса Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru) или зам. председателя оргкомитета Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).

Список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:

Ручьевская Е.А., Иванова Л.П., Широкова В.П. и др. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие. Л., 1988.
Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала ХХ века // Русская музыка на рубеже ХХ века. М.-Л., 1966; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. II. СПб., 2011. С.43–90.
Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка. М., 1973; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. II. С. 91–134.
Ручьевская Е.А., Кузьмина Н.И. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сб. статей // Сост. А. С. Белоненко. М., 1990. С. 92–123; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. II. С. 212–248.
Ручьевская Е.А. Свиридов и Мусоргский // Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. II. С. 260–293.
Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания: Сб. статей. М., 1976; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. С. 337–388.
Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. С. 273–285.

Также рекомендуются следующие работы:

Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. М., 1972; ч. 2, ч. 3. М., 1978; Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1978; Широкова В.П. «Слово и музыка» в трудах Е. А. Ручьевской // Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. II. С. 497–504; а также статьи и исследования, посвященные вокальной музыке композиторов ХХ века, соответствующие главы учебных пособий по анализу.