Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу

С декабря 2014 года по апрель 2015 года Санкт-Петербургская консерватория проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Учредителями конкурса являются Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.

Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.
Срок проведения конкурса: декабрь 2014 года – апрель 2015 года.
Конкурс 2014–2015 годов проводится по теме «Вариации в музыке XX–XXI веков».
В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).

Работы присылаются не позднее 15 апреля 2015 года в электронном виде, по электронному адресу: analiz@conservatory.ru , либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3. Проректору СПбГК по научной работе Н. И. Дегтяревой.
Итоги конкурса будут объявлены 15 мая 2015 года.

Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.
Председатель жюри конкурса – проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор Н. И. Дегтярева.
Председатель Оргкомитета конкурса – канд. иск., доцент В. В. Горячих, зам. председателя – канд. иск., доцент Н. Ю. Афонина.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение их внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.

2. Сохранение и развитие традиций Ленинградской–Санкт-Петербургской аналитической школы.

3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2014–2015 ГОДА

На конкурс принимаются работы, посвященные анализу сочинения в форме вариаций, написанные русским или зарубежным композитором XX–XXI веков. Возможен анализ произведения или части цикла, не содержащих указания на вариации в названии, но являющихся ими по существу. Приветствуется обращение к вариациям на заимствованную тему, что дает возможность рассмотреть «диалог» стилей автора темы и автора вариаций, соотношение «своего и чужого».

В соответствии с темой конкурса желателен акцент на выявлении особенностей тематизма и музыкальной формы избранного сочинения.

Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта, как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.

Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно.
Требования к тексту работ:

1. Объем работы – 10-13 страниц компьютерного текста (не более 35000 знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman.
2. На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail.
3. В случае выполнения работы под руководством педагога указывается ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание.
4. Список использованной литературы приводится в конце работы.
5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.
6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа снимается с конкурса.

По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к председателю оргкомитета конкурса Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru) или зам. председателя оргкомитета Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).

Краткий список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:
Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд. СПб., 2002.
Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет: В 2 т. Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
Ручьевская Е. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания: Сб. статей. М., 1976. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 337–388.
Ручьевская Е. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 273–285.
Ручьевская Е. Целостный анализ – за и против (О возможностях слова при анализе музыки) // Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 286–290.

Также рекомендуются отдельные главы учебных пособий по анализу, например: Григорьева Г. Музыкальные формы XX века. М., 2004; Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб., 2001 (и последующие издания); Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып.1. М.,1995; и др.; разделы монографий о композиторах ХХ века, соответствующие проблематике избранного произведения.