Конкурс имени Е.А. Ручьевской по музыкальному анализу

С декабря 2013 года по март 2014 года кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории в четвертый раз проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Конкурс имени Е.А. Ручьевской по музыкальному анализу
для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

С декабря 2013 года по март 2014 года кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории проводит Четвертый (ежегодный) конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Учредителями конкурса являются Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета.

Конкурс организован в честь Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.

Срок проведения конкурса: декабрь 2013 года – март 2014 года.

Конкурс 2013–2014 годов проводится по теме «Поэма и поэмность в музыке XIX – начала XXI вв.: вопросы жанра и формы».

В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).

Работы присылаются не позднее 15 марта 2014 года в электронном виде, по электронному адресу: analiz@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3. Проректору СПбГК по научной работе Н. И. Дегтяревой.

Итоги конкурса будут объявлены в конце апреля 2014 года.

Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.

Председатель Оргкомитета конкурса – заведующий кафедрой теории и истории музыкальных форм и жанров, канд. иск. В. В. Горячих, зам. председателя – канд. иск. доцент Н. Ю. Афонина. Председатель жюри конкурса – проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор Н. И. Дегтярева.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение их внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.

2. Сохранение и развитие традиций Ленинградской–Санкт-Петербургской аналитической школы.

3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2012–2013 ГОДА

На конкурс принимаются работы, посвященные анализу сочинения в жанре инструментальной, вокальной, вокально-инструментальной или хоровой поэмы русского или зарубежного композитора, от музыки эпохи романтизма (начиная с поэм Ф. Листа) до современности. Возможен анализ произведения, отмеченного значительным влиянием поэмности (выраженном в особенностях строения, тематизма, композиции и формы и т.д.), но без указания на этот жанр в заглавии. В соответствии с темой конкурса желателен акцент на выявлении особенностей тематизма и музыкальной формы избранного сочинения, обусловленных влиянием жанра. Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта, как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, профессионально аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.

Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно.

Требования к тексту работ:

1. Объем работы – 8-10 страниц компьютерного текста (не более 20 тыс. знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman.

2. На титульной странице указываются: тема работы, ФИО автора, название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail.

3. В случае выполнения работы под руководством педагога указывается ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание.

4. Список использованной литературы приводится в конце работы.

5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.

NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.

6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа снимается с конкурса.

По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru) или Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).

Краткий список рекомендованных изданий:
1. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд. – 2002.
2. Ручьевская Е., Кузьмина Н. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сб. статей / Сост. А. С. Белоненко. М., 1990. С. 92–123. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. II. СПб., 2011. С. 212–248.
3. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
4. Ручьевская Е. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания: Сб. статей. М., 1976. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 337–388.
5. Ручьевская Е. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 273–285.
6. Ручьевская Е. Целостный анализ – за и против (О возможностях слова при анализе музыки) // Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 286–290.

Также рекомендуются отдельные главы учебных пособий по анализу, например: Григорьева Г. Музыкальные формы XX века. М., 2004; Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб., 2001 (и последующие издания) и другие; разделы монографий о композиторах, любая специальная литература (например: Жирмунский В. Байрон и Пушкин: Из истории романтической поэмы // Жирмунский В. Избранные труды: Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Л., 1978; Соколов О. Поэма // Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород, 1994. С. 96–100); Соколов О. Романтическая жанровая триада – увертюра, поэма, фантазия в творчестве Балакирева // Балакиреву посвящается: Сб. статей / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998; Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. 2-е изд. М., 1968; Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. М., 1984).