Конкурс имени Е.А. Ручьевской по музыкальному анализу

С декабря 2012 года по март 2013 года кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории в третий раз проводит ежегодный конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу

С декабря 2012 года по март 2013 года кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории проводит Третий (ежегодный) конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Учредителями конкурса являются Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета.

Конкурс организован в честь Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.

Срок проведения конкурса: декабрь 2012 года – март 2013 года.

Конкурс 2012–2013 годов проводится по теме «Инструментальный концерт XIX – XX веков: вопросы жанра и формы».

В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).

Работы присылаются не позднее 1 марта 2013 года в электронном виде, по электронному адресу: science@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3. Проректору СПбГК по научной работе Н. И. Дегтяревой.

Итоги конкурса будут объявлены в конце марта 2013 года.

Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.

Председатель жюри конкурса – заведующий кафедрой теории и истории музыкальных форм и жанров, канд. иск. В.В. Горячих, зам. председателя – канд. иск. доцент Н. Ю. Афонина.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение их внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.

2. Сохранение и развитие традиций Ленинградской–Санкт-Петербургской аналитической школы.

3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2012–2013 ГОДА

На конкурс принимаются работы, посвященные анализу как концертного цикла в целом, так и его отдельной части (преимущественно первой либо финала). В соответствии с темой конкурса желателен акцент на выявлении жанровых особенностей концерта, его тематизма и музыкальной формы. Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта, как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, профессионально аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.

Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно.

Требования к тексту работ:

1. Объем работы – 8-10 страниц компьютерного текста (не более 20 тыс. знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman.

2. На титульной странице указываются: тема работы, ФИО автора, название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail.

3. В случае выполнения работы под руководством педагога указывается ФИО педагога, должность, ученая степень, ученое звание.

4. Список использованной литературы приводится в конце работы.

5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.

NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.

По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru) или Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).

Краткий список рекомендованных изданий:
1. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд. – 2002.
2. Ручьевская Е., Кузьмина Н. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. научных трудов. Ч. 2. Л., 1990. С. 129–174. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. В двух томах. Т. I. СПб., 2011. С. 456–486.
3. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 291–320.
4. Ручьевская Е. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания: Сб. статей. М., 1976. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет. Т. I. С. 337–388.
5. Ручьевская Е. Целостный анализ – за и против (О возможностях слова при анализе музыки) // Ручьевская Е. Работы разных лет. В двух томах. Т. I. С. 286–290.

Также рекомендуются соответствующие главы учебных пособий по анализу, например: «Музыкальная форма». Общ. ред. Ю. Н. Тюлина. М., 1965 (и последующие издания); Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб., 2001 (и последующие издания) и другие; разделы монографий о композиторах, любая специальная литература (например: Долинская Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия. М., 2006).