21 марта в 19 часов в Малом зале им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории в рамках цикла «Санкт-Петербургская консерватория: имена и памятные даты» состоялся концерт памяти выдающегося композитора современности, Народного артиста России, профессора Бориса Ивановича Тищенко (23.03.1939 - 09.12.2010).
Сочинения композитора исполнили замечательные музыканты: Народная артистка России Ольга КОНДИНА (сопрано), Заслуженный артист России Петр МИГУНОВ (бас), Заслуженный артист России Владимир МИЩУК (фортепиано), Заслуженная артистка России Ирина ДОНСКАЯ (арфа), Ирина ВАСИЛЬЕВА (сопрано), Кирилл КРАВЦОВ (скрипка), Татьяна РЕЗЕТДИНОВА (флейта), Ирина РОЗАНОВА (орган), Энтони БОНАМИЧИ (фортепиано). В программе концерта: «Брату» на стихи Лермонтова для сопрано, арфы и флейты, «Завещание» для сопрано, арфы и органа на стихи Заболоцкого, пьесы из цикла «Портреты» для органа, романсы из вокального цикла «Чертеж», вокально-инструментальный квартет «Хеломские мудрецы», четыре песни «Белый аист» на стихи Шестинского и др.
Борис Тищенко — один из наиболее известных российских композиторов. Лауреат Международного конкурса молодых композиторов «Пражская весна — 1966» (I премия), лауреат Государственной премии России имени М. И. Глинки (1978). Заслуженный деятель искусств России (1978), профессор (1986), народный артист России (1987), лауреат премии мэра Санкт-Петербурга (1995), Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства (2002), Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за создание цикла «Данте-симфонии» под общим названием «Беатриче» (2008).
Тищенко окончил музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности композиция (класс Г. И. Уствольской) и фортепиано (класс В. Л. Михелис). В 1962 г. окончил Ленинградскую консерваторию как композитор (классы профессоров В. Н. Салманова, В. В. Волошинова и О. А. Евлахова) и как пианист (1963, класс доцента А. Д. Логовинского), а также аспирантуру (1965, класс Д. Д. Шостаковича).
Роль творческих контактов с Шостаковичем трудно переоценить, именно ему композитор посвятил свои Третью и Пятую симфонии. В 1963 году Тищенко по просьбе М. Ростроповича создал Первый виолончельный концерт, который был удостоен I премии на международном композиторском конкурсе «Пражская весна — 1966».
С 1965 г. преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории на факультете музыкальной режиссуры, вел семинар по современной зарубежной музыке на оркестровом факультете, читал лекции по инструментоведению на теоретико-композиторском факультете. С 1980 г. — доцент, с 1986 года — профессор. С 1974 г. до последних дней вел класс композиции. Воспитал ряд известных композиторов, среди них: А. Абдуллаева, А. Аметов, В. Баскин, Н.Волкова, А. Денисов, М. Журавлев, И.Кузнецов, Д. Мазитова, С.Нестерова, О. Петрова, В. Пигузов, В. Плешак, В. Радченков, Л. Резетдинов, Б. Филановский, И. Цеслюкевич, А. Шестаков, В. Шмулевич, Л. Шофман.
Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии. Большое влияние оказало на композитора творчество Бетховена, Шуберта, Малера, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского. Важнейшим источником творческих открытий композитора, кроме того, были неевропейские культуры — Индия, Китай, Япония, а также фольклор. Нельзя не вспомнить о воздействии музыки композиторов ХХ века — прежде всего, Бартока, Берга, Прокофьева, Стравинского и, конечно, учителей композитора — Уствольской и Шостаковича.
Среди сочинений Тищенко – 8 симфоний, 4 программных симфонии; балеты – «Ярославна», «Двенадцать», «Муха-Цокотуха»; опера «Краденое солнце»; оперетта «Тараканище»; «Реквием» на стихи Ахматовой; "Реквием" памяти принцессы Гальяни Вадхана. несколько вокальных циклов; 9 концертов для разных инструментальных составов; 10 фортепианных сонат, 4 сонаты для струнных инструментов соло; музыка к театральным постановкам и кинофильмам.
Борис Тищенко был интересным публицистом, автором многих статей, рецензий, брошюр. Он часто выступал с докладами и сообщениями на международных научных конференциях и симпозиумах. В своем творчестве продолжал традиции симфонизма Шостаковича. Нередко выступал в качестве пианиста с исполнением собственных сочинений. Среди интерпретаторов его музыки – Темирканов, Гергиев, Ростропович, Рождественский.