Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу

С декабря 2011 года по март 2012 года кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории проводит Второй конкурс имени Е.А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу
для учащихся средних музыкальных учебных заведений России

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.

Срок проведения конкурса: декабрь 2011 года – март 2012 года.

В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).

Работы присылаются не позднее 1 марта 2012 года в электронном виде, по электронному адресу: science@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3. Проректору СПбГК по научной работе.

Итоги конкурса будут объявлены в конце марта 2012 года.

Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.

Председатель жюри конкурса – проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, канд. иск. В. В. Горячих, зам. председателя – канд. иск. доцент Н. Ю. Афонина.

Кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров Санкт-Петербургской консерватории с 2010 года проводит конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России.

Конкурс организован в честь Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.

Первый конкурс, проведенный в 2010–2011 году, был посвящен теме «Слово и музыка» – центральной в научном наследии Е. А. Ручьевской.

Конкурс 2011–2012 годов проводится по теме «Творчество Б. И. Тищенко» и посвящен памяти недавно ушедшего из жизни крупнейшего композитора современности.

Учредителями конкурса им. Е. А. Ручьевской являются Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров музыковедческого факультета.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. Развитие творческой инициативы и привлечение внимания молодых музыковедов к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.
2. Сохранение и развитие музыковедческих традиций Ленинградской–Санкт-Петербургской аналитической школы.
3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА 2011–2012 ГОДА

На конкурс принимаются работы, посвященные анализу отдельного сочинения либо части цикла Б. И. Тищенко. Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта, как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, профессионально аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.

Работы могут быть выполнены как самостоятельно, так и под руководством педагога.

Требования к тексту работ:
1. Объем работы – 5–8 страниц компьютерного текста (10–17 тыс. знаков), формат А4, кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman.
2. На титульной странице указываются: тема работы, ФИО автора, название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail.
3. В случае выполнения работы под руководством педагога указывается также ФИО педагога, должность, ученая степень, ученое звание.
4. Список использованной литературы приводится в конце работы.
5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.

По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к зам. председателя жюри Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).

Примерный список сочинений Б. И. Тищенко:

1. Вариации (для ф-но)*
2. Причуды (для ф-но)*
3. Соната № 1*
4. Соната № 2. Ор. 17*
5. Соната № 3. Ор. 32 (1965)*
6. Соната № 4. Ор. 53 (1972)*
7. Соната № 5. ор. 56 (1973)*
8. Соната № 6 (1975)*
9. Соната № 7. Ор. 85*
10.  Соната № 8 (1986)*
11.  Соната № 9
12.  Соната № 10 («Эврика»)*
13.  Соната № 11. Ор. 151*
14.  Две сонаты для скрипки соло*
15.  Две сонаты для виолончели соло
16.  Рондо. Каприччио. Для скрипки и ф-но*
17.  Фантазия. Для скрипки и ф-но*
18.  Andante espressivo. Для виолончели и арфы*
19.  Квартет № 6 для двух скрипок, альта и виолончели. Ор. 148* (возможно обращение к любому из шести струнных квартетов композитора)
20.  Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1985)
21.  «Портреты» для фортепиано в 4 руки
22.  «12 инвенций» и другие сочинения для органа
23. Соната для семейства флейт и органа
24.  Брату. Слова М. Лермонтова. Для сопрано, арфы и флейты*
25.  Белый аист. Четыре песни на стихи О. Шестинского. Для среднего голоса и фортепиано*
26.  Грустные песни. Для голоса в сопровождении фортепиано*
27.  Дорога. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано*
28.  Завещание. Для сопрано, арфы и органа. На стихи Н. Заболоцкого*
29.  Три песни на стихи Марины Цветаевой. Для меццо-сопрано и фортепиано (1970)*
30.  Три этюда на фоне моря. Для низкого голоса и ф-но. На стихи А. Толстого*
31.  Хеломские мудрецы. Вокально-инструментальный квартет для скрипки, сопрано, баса и фортепиано*
32.  Чертеж. Вокальный цикл на слова разных авторов. Для среднего голоса и фортепиано*

Список рекомендованных изданий:

1. Кац Б. О музыке Бориса Тищенко: Опыт критического исследования. Л., 1986.
2. Письма Д. Д. Шостаковича к Б. Тищенко: с комментариями и воспоминаниями адресата. Изд. 2-е. СПб., 2008.
3. Ручьевская Е., Иванова Л., Широкова В. и др. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие. Л., 1988.
4. Ручьевская Е. К 70-летию Б. И. Тищенко // Ручьевская Е. Работы разных лет: Сб. статей. В 2 томах / Т. I. Статьи. Заметки. Воспоминания. СПб., 2011. С. 144–146.
5. Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка. М., 1973. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет: Сб. статей. В 2 томах / Т. II. О вокальной музыке. СПб., 2011. С. 147–183.
6. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987. См. также в изд.: Ручьевская Е. Работы разных лет: Сб. статей. В 2 томах / Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
7. Ручьевская Е. Простые истины Бориса Тищенко // Музыкальная академия. 2005. № 3. С. 10–24. (В авторской редакции статья опубликована: Ручьевская Е. Песни Бориса Тищенко // Ручьевская Е. Работы разных лет: Сб. статей. В 2 томах / Т. I. СПб., 2011. С. 147–183).
8. Ручьевская Е. Слово и музыка. Л., 1960.