5 февраля отмечает свой юбилей Людмила Григорьевна Ковнацкая – профессор Санкт-Петербургской консерватории, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Людмила Ковнацкая родилась в Ленинграде за несколько месяцев до войны; она училась в Ленинградской консерватории у двух великих учителей – историка Михаила Друскина и органиста Исайи Браудо. На российской премьере «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена в Большом зале Ленинградской филармонии Ковнацкая исполнила органную партию.
Бриттен стал главным героем научных трудов Людмилы Ковнацкой. Она написала книгу о британском композиторе, вернувшем Англии былую музыкальную славу. Такой книги на тот момент, в 1974 году, не было даже на родине Бриттена; книга Ковнацкой стала первой в мире монографией о композиторе.
Экземпляры этой книги в консерваторской библиотеке зачитаны до дыр, она стала библиографической редкостью. Ее читали все, кто изучал или исполнял английскую музыку – среди них Святослав Рихтер, включавший фрагменты ее текста в аннотации концертов, когда посвящал свои «Декабрьские вечера» Бриттену. Вторая книга Людмилы Ковнацкой охватила всю английскую музыку ХХ века.
Вкус к Бриттену и английской музыке Людмила Ковнацкая привила нескольким поколениям российских музыкантов и слушателей. Она была инициатором и организатором концертов (юбилейный концерт в честь Бриттена и дня Св. Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов, концерт «Мир оперы: Бенджамин Бриттен») и фестивалей: в честь 80-летия Бриттена (Петербург, 1993), фестиваль в Ереване (1996), к 85-летию композитора (1998). Едва ли какая-то постановка опер Бриттена в России проходила без ее консультаций.
К 100-летию композитора в 2013 году Людмила Ковнацкая готовит книгу о путешествии Бриттена в СССР в компании знаменитых британских артистов, о его дружбе с Дмитрием и Ириной Шостакович, со «Славой» Ростроповичем и «Галей» Вишневской и о «русских корнях» его музыки, а также – исполнительский проект, который познакомит публику Петербурга и Москвы с тремя церковными притчами композитора («Река Кэрлью», «Пещное действо», «Блудный сын»).
В 1990-е Ковнацкую захватила другая тема: Шостакович. Ее находки (это она обнаружила дотоле неизвестное сочинение Шостаковича – «Финскую сюиту»), статьи, составленные ею научные сборники (в 2000 один из них – «Д. Д. Шостакович: Между мгновением и вечностью» –– получил звание «книги года») принесли ей славу крупнейшего отечественного эксперта и в этой области.
Наследие Михаила Друскина – предмет постоянного внимания Людмилы Ковнацкой, редактора-составителя и автора двухтомника «Памяти Михаила Семеновича Друскина», 1000-страничного труда, изданного в 2009 году, и семитомного собрания сочинений самого Друскина. Уже вышли первые тома, включающие классические работы ученого («Стравинский», «Клавирная музыка»).
Доктор искусствоведения, профессор Людмила Ковнацкая работает в Ленинградской-Петербургской консерватории более сорока лет. Ее лекции слушали столько оркестрантов, что из них можно составить десятки оркестров, а во главе их поставить десятки дирижеров (включая Валерия Гергиева). Из студентов балетного отделения можно создать труппу. В композиторский же список войдут несколько поколений композиторов – те, кто учился в консерватории с 1968 по 1994 год. И еще Ковнацкая подготовила целый музыковедческий отряд; под ее руководством написано более полусотни дипломов и диссертаций.
Имя Людмилы Ковнацкой хорошо известно западным коллегам. Она – научный консультант по России и странам СНГ Британского энциклопедического Словаря The New Grove Dictionary of Music and Musicians; она была первым и до сих пор единственным российским членом Директории Международного музыковедческого общества (IMS).