Этномузыкология


Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Специальность (письменно и устно).
  2. Сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно).
  3. Собеседование.
Специальность

Основное конкурсное испытание творческой направленности проводится в два этапа – письменно и устно. Экзамен выявляет творческие данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области этномузыкологии.

В письменную часть входит расшифровка народной песни, абитуриенту необходимо:
а) расшифровать по фонограмме народную песню в этнографическом звучании (выполнить нотную запись пяти строф напева с подтекстовкой и полностью записать текст с сохранением диалектных особенностей произнесения в процессе самостоятельной работы за магнитофоном). Каждому поступающему предлагается на выбор один из трех примеров в звукозаписи;
б) грамотно оформить расшифровку (нотография, подтекстовка, тактировка, обозначение особенностей звучания).
Срок выполнения - 4 часа.


Устная часть экзамена предполагает:

  • Исполнение и анализ народной песни (наигрыша на народном музыкальном инструменте):
    а) исполнить две-три народные песни, заранее подготовленные по собственному выбору; ответить на вопросы, связанные с характеристикой этих произведений;
    б) устно проанализировать народную песню по собственной экзаменационной расшифровке (ладово-интонационные особенности, метроритмика, композиция, многоголосие); дать определение жанра; исполнить песню с сохранением (по возможности) характерных особенностей аутентичного звучания.

  • Анализ народной песни (наигрыша) по предложенной экзаменационной комиссией звукозаписи, видеозаписи: раскрыть содержание и обозначить специфические черты народной песни (наигрыша).
  • Собеседование по вопросам музыкальной фольклористики и этнографии (список основных теоретических трудов и сборников народных песен прилагается).

Список литературы (к вступительному испытанию творческой направленности)

Основные теоретические труды

  1. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.
  2. Квитка К.В. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1971, 1973.
  3. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М., 1994.
  4. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973.
  5. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы / Сост. П. Вульфиус. М., 1979.
  6. Пропп В.Я Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  8. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.
  9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  10. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
  11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994.


Сборники народных песен

  1. Львов Н., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. М., 1955.
  2. Балакирев М. Русские народные песни. М., 1957.
  3. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1985.
  4. Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. М., 1956.
  5. Лядов А. Песни русского народа. М., 1959.
  6. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб, 1904, 1909.
  7. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981.
  8. Ефименкова Е. Северно-русская причеть. М., 1980.
  9. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.
  10. Песни Псковской земли. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989.
Сольфеджио и гармония
  1. Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада с мелодически и ритмически развитым нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. Примерная трудность: В. Кириллова, В. Попов. Сольфеджио. Ч.1. (1971). С. 191 № 42.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) ступени лада диатонические и альтерированные;
    в) вид лада (три вида мажора и минора, натуральные мелодические лады) в исполненном фрагменте народной песни или в отрывке из сочинения русского композитора-классика;
    г) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме;
    д) аккорды в элементарном или четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали;
    е) гармоническую последовательность в форме периода в четырехголосном изложении, включающую модуляции в 1-ю степень родства и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    ж) гармонию во фрагменте музыкального произведения. Примерная трудность: Ф. Шопен. Ноктюрн E-dur, П. Чайковский. Отче наш.

  3. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой фрагмент народной песни (4-8 тактов) с названием нот, запомнив его после двух прослушиваний. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 339, 343;
    в) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-80, А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 345, 346; Н. Успенский. Образцы древнерусского певческого искусства.

  4. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Э. Григ. "Тоска по Родине"; А. Бородин. Симфония № 2, ч. III; С. Рахманинов. "Я жду тебя".
  5. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений) с использованием несложных форм мелодической фигурации; тональные и модулирующие секвенции. Примерная трудность: Б. Алексеев. Задачи по гармонии (1976). С. 236 № 7, с. 241 № 21.
  6. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме музыкального училища.
Собеседование

Собеседование выявляет общегуманитарный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни.
Собеседование включает вопросы по литературе и искусству, современной художественной культуре; по проблемам сохранения и использования в современной художественной практике традиций народной музыкальной культуры; предполагает умение абитуриента оценить значение фольклора в творчестве композиторов, а также особенности его использования в различных областях искусства.
В процессе собеседования по вопросам истории и теории музыки поступающий должен продемонстрировать знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов, представить характеристику основных сочинений.
На собеседование также выносится исполнение на фортепиано произведения крупной формы (соната – отдельные части, вариации и проч.) или полифонического произведения.