Этномузыкология
Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Специальность (письменно и устно).
- Сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно).
- Собеседование.
Специальность
Основное конкурсное испытание творческой направленности проводится в два этапа – письменно и устно. Экзамен выявляет творческие данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области этномузыкологии.
В письменную часть входит расшифровка народной песни, абитуриенту необходимо:
а) расшифровать по фонограмме народную песню в этнографическом звучании (выполнить нотную запись пяти строф напева с подтекстовкой и полностью записать текст с сохранением диалектных особенностей произнесения в процессе самостоятельной работы за магнитофоном). Каждому поступающему предлагается на выбор один из трех примеров в звукозаписи;
б) грамотно оформить расшифровку (нотография, подтекстовка, тактировка, обозначение особенностей звучания).
Срок выполнения - 4 часа.
Устная часть экзамена предполагает:
- Исполнение и анализ народной песни (наигрыша на народном музыкальном инструменте):
а) исполнить две-три народные песни, заранее подготовленные по собственному выбору; ответить на вопросы, связанные с характеристикой этих произведений;
б) устно проанализировать народную песню по собственной экзаменационной расшифровке (ладово-интонационные особенности, метроритмика, композиция, многоголосие); дать определение жанра; исполнить песню с сохранением (по возможности) характерных особенностей аутентичного звучания.
- Анализ народной песни (наигрыша) по предложенной экзаменационной комиссией звукозаписи, видеозаписи: раскрыть содержание и обозначить специфические черты народной песни (наигрыша).
- Собеседование по вопросам музыкальной фольклористики и этнографии (список основных теоретических трудов и сборников народных песен прилагается).
Список литературы (к вступительному испытанию творческой направленности)
Основные теоретические труды
- Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.
- Квитка К.В. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1971, 1973.
- Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М., 1994.
- Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973.
- Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы / Сост. П. Вульфиус. М., 1979.
- Пропп В.Я Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.
- Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994.
Сборники народных песен
- Львов Н., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. М., 1955.
- Балакирев М. Русские народные песни. М., 1957.
- Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1985.
- Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. М., 1956.
- Лядов А. Песни русского народа. М., 1959.
- Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб, 1904, 1909.
- Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981.
- Ефименкова Е. Северно-русская причеть. М., 1980.
- Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.
- Песни Псковской земли. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989.
Сольфеджио и гармония
- Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада с мелодически и ритмически развитым нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. Примерная трудность: В. Кириллова, В. Попов. Сольфеджио. Ч.1. (1971). С. 191 № 42.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) ступени лада диатонические и альтерированные;
в) вид лада (три вида мажора и минора, натуральные мелодические лады) в исполненном фрагменте народной песни или в отрывке из сочинения русского композитора-классика;
г) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме;
д) аккорды в элементарном или четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали;
е) гармоническую последовательность в форме периода в четырехголосном изложении, включающую модуляции в 1-ю степень родства и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
ж) гармонию во фрагменте музыкального произведения. Примерная трудность: Ф. Шопен. Ноктюрн E-dur, П. Чайковский. Отче наш.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой фрагмент народной песни (4-8 тактов) с названием нот, запомнив его после двух прослушиваний. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 339, 343;
в) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-80, А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 345, 346; Н. Успенский. Образцы древнерусского певческого искусства.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Э. Григ. "Тоска по Родине"; А. Бородин. Симфония № 2, ч. III; С. Рахманинов. "Я жду тебя".
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений) с использованием несложных форм мелодической фигурации; тональные и модулирующие секвенции. Примерная трудность: Б. Алексеев. Задачи по гармонии (1976). С. 236 № 7, с. 241 № 21.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме музыкального училища.
Собеседование
Собеседование выявляет общегуманитарный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни.
Собеседование включает вопросы по литературе и искусству, современной художественной культуре; по проблемам сохранения и использования в современной художественной практике традиций народной музыкальной культуры; предполагает умение абитуриента оценить значение фольклора в творчестве композиторов, а также особенности его использования в различных областях искусства.
В процессе собеседования по вопросам истории и теории музыки поступающий должен продемонстрировать знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов, представить характеристику основных сочинений.
На собеседование также выносится исполнение на фортепиано произведения крупной формы (соната – отдельные части, вариации и проч.) или полифонического произведения.
|