Древнерусское певческое искусство
Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Специальность (письменно и устно).
- Сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно).
- Собеседование.
Специальность
Письменная работа - призвана выявить аналитические способности и профессиональные навыки поступающего.
В ходе письменной работы поступающему предлагается:
а) прослушать аудиозапись одноголосного песнопения знаменного распева (не более 8 раз);
б) ознакомиться с нотной записью песнопения в знаменной (крюковой) и нотолинейной нотациях;
в) сделать письменный анализ песнопения, определив его содержание, жанровую принадлежность, художественные особенности, композицию музыкально-поэтического текста.
Срок выполнения письменной работы — 4 часа.
Примерный план анализа песнопения.
- Общие сведения о песнопении:
- место и значение песнопения в богослужении;
- жанр;
- глас.
- Анализ поэтического текста:
- основные образы и действующие лица;
- композиция;
- поэтические приёмы.
- Анализ музыкального текста:
- интонационный словарь;
- объем звукоряда;
- ладоинтонационные особенности;
- ритмические особенности;
- строение мелодической линии.
- Анализ соотношения поэтического и музыкального текстов:
- соотношение фонемы и единицы распева (тип распева);
- соотношение средств художественной выразительности;
- взаимодействие формы поэтического текста и распева.
- Анализ средств исполнительской выразительности:
- интерпретация песнопения;
- стилистическое соответствие текста и исполнения;
- звуковедение;
- ясность произношения слова;
- темп;
- динамика.
Устный ответ
В ходе устного ответа поступающему необходимо:
- Исполнить одно оригинальное песнопение, принадлежащее монодийным традициям русской церковной музыки (используя аутентичную запись средневековой нотации или по памяти). При подготовке рекомендуется использовать публикации одноголосных распевов (список прилагается).
- Исполнить один духовный стих из сборников, предложенных в списке литературы.
- Дать характеристику исполненных песнопений.
- Ответить на вопросы, касающиеся периодизации русского церковного пения, жанровой системы, типов нотации и способов их дешифровки, структурных и художественных закономерностей церковных песнопений.
Список рекомендуемой литературы по специальности
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
- Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни крестьянской песни. Л., 1961.
- Бершадская Т. С. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ. СПб., 2004.
- Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
- Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1973.
- Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
- Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад, 1998. http://nativitas.ru/Gardner-RD
- Келдыш Ю. В. История русской музыки. М., 1983. Т. 1.
- Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
- Металлов В. М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. – Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
- Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI – XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.
- Разумовский Д. В. Церковное пение в России, вып. 1-3. М., 1867-1869. Переиздано: Музыкальная академия 1998, №1, №2; 1999, №1, №3; 2000, №1, №3, №4. http://www.seminaria.ru/raritet/razum_history.htm
- Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX веков «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
- Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII века. М., 1969.
- Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2-е. М., 1975.
Издания одноголосных распевов
- Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой Панихиды. Исследование, публикация, расшифровка. Вып. 1, 2. М., 2005.
- Всенощное бдение знаменного распева. Сост. Кутузов Б. П. Новосибирск, 2002.
- Демественный распев XVI – XVIII веков / Перевод крюкового письма и вступительная статья Г. Пожидаевой. М., 1999.
- Литургия (песнопения древних одноголосных распевов). Автор-составитель Денисов Н. Г. Сергиев Посад, 1999.
- Литургия знаменного распева. Сост. Нечипоренко Е. Ю. Новосибирск, 2004.
- Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Пореформенная редакция. Сост. М. Макаровская. М., 2005.
- Монастырские напевы XVI – XVII веков: Традиции церковного пения. Вып. II / Перевод крюкового письма Г. Пожидаевой. М., 2002.
- Новые памятники знаменного распева. Сост. Бражников М. В. Л., 1967.
- Памятники знаменного распева. Вып. 2. Сост. Бражников М. В. Л., 1974.
- Памятники русского музыкального искусства. Выпуск 2. Музыка на Полтавскую победу. Составление, публикация, исследование и комментарии Вл. Протопопова. М., 1973.
- Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI – XVII веков. Челябинск, 1993. Приложение 4: Ноты. С. 311-340.
- Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI – XIX веков «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
- Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (песнопения знаменного роспева) / Сост. Е. Ю. Нечипоренко. Новосибирск: Книжица, 2005.
- Спутник псаломщика – Репринт: М., 1999.
- Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
- Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968.
- Федор Крестьянин. Стихиры / Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
- Певческий Октоих XVIII века, нотированный. Из собрания нотированных рукописей Соловецкого монастыря, хранящихся в Российской Национальной библиотеке Санкт-Петербурга (Сол. 619/647) / Вступительная статья, описание рукописи Е. В. Плетнёвой. СПб., 1999.
Издания духовных стихов
- Балакирев М. А. Русские народные песни. М., 1957.
- Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI–XIX вв. / Сост. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М., 1991.
- Заволоко И. Н. Духовные стихи старинные. СПб., 2005.
- Кому повем печаль мою: Духовные стихи Верхокамья. Исследования и публикации / Под ред. д. и. н. И. В. Поздеевой. М., 2007.
- Лядов А. К. Песни русского народа. М., 1959.
- Маслов А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. Историческая справка и мелодико-технический анализ. СПб., 1905.
- Мурашова Н. С. Духовные стихи Алтая. Новосибирск, 2005.
- Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. М., 1977.
- Смоленский музыкально-этнографический сборник Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. М., 2003. Т.2.
- Стихи духовные. / Сост. Ф. М. Селиванов. М., 1991.
- Терентьева П. Пустыни красная. Русские духовные стихи письменной традиции XV–XX веков с распевами по знамени и на линейной ноте. СПб., 2010.
- Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.
Интернет – ресурсы
http://www.canto.ru/
http://dyak-oko.mrezha.ru/
http://znamen.ru/
http://www.synaxis.info/psalom/index.html
http://www.wertograd.chat.ru/
http://a2k.rbcmail.ru/
http://znamen.xost.ru/
http://www.hristianstvo.ru/culture/music/churchmusic/znamen/
http://kryloshanin.narod.ru/otherlinks.html
http://www.seminaria.ru/raritet/raritet.htm
http://www.kliros.org/
http://www.drevglas.orthodoxy.ru/
http://orthodoxia.org/music/
http://spas-mon.narod.ru/
http://www.rus-sky.org/deisus/ru/index.htm
http://www.sestry.ru/church/content/life/masterskie/singing/sing
http://stsl.ru/
http://nativitas.ru/index-hymnologicus
http://lib.pushkinskijdom.ru/
Сольфеджио и гармония
От поступающего требуется:
- Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада с мелодически и ритмически развитым нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. Примерная трудность: В. Кириллова, В. Попов. Сольфеджио. Ч. 1. (1971). С. 191 № 42.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) ступени лада диатонические и альтерированные;
в) вид лада (три вида мажора и минора, натуральные мелодические лады) в исполненном фрагменте народной песни или в отрывке из сочинения русского композитора-классика;
г) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме;
д) аккорды в элементарном или четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали;
е) гармоническую последовательность в форме периода в четырехголосном изложении, включающую модуляции в 1-ю степень родства и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
ж) гармонию во фрагменте музыкального произведения. Примерная трудность: Ф. Шопен. Ноктюрн E-dur, П. Чайковский. Отче наш.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой фрагмент народной песни (4-8 тактов) с названием нот, запомнив его после двух прослушиваний. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 339, 343;
в) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-80, А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 345, 346; Н. Успенский. Образцы древнерусского певческого искусства.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Э. Григ. "Тоска по Родине"; А. Бородин. Симфония № 2, ч. III; С. Рахманинов. "Я жду тебя".
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений) с использованием несложных форм мелодической фигурации; тональные и модулирующие секвенции. Примерная трудность: Б. Алексеев. Задачи по гармонии (1976). С. 236 № 7, с. 241 № 21.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме музыкального училища.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности.
Форма проведения собеседования
- Исполнение программы на фортепиано, которая должна включать: произведение крупной формы (соната - отдельные части, вариации и проч.) и пьесу или полифоническое произведение и пьесу.
- Устный ответ на вопрос по музыкальной литературе (список прилагается).
- Собеседование по следующим темам:
а) литература и искусство;
б) отечественная история;
в) отечественная художественная культура (зодчество, иконопись, живопись и др.);
г) западно-европейская культура нового и новейшего времени;
е) церковное пение в современной музыкальной культуре России (композиторское творчество, исполнительство, образование).
Примерные вопросы и задания к собеседованию
- Почему Вы решили поступать на данную специальность?
- Знаете ли Вы что-нибудь об истории нашего Вуза или Вашего учебного заведения?
- Каковы Ваши представления о будущей профессии?
- Расскажите о наиболее важных исторических событиях, произошедших в России в 15, 16, 17 веках?
- Какие периодические литературно-художественные издания Вы читаете?
- Какими Интернет-ресурсами, отражающими круг Ваших художественных интересов, Вы пользуетесь постоянно?
- Какие музеи Вы посещали/посещаете? Каков круг Ваших художественных интересов?
- Поделитесь Вашими впечатлениями о каком-либо просмотренном спектакле (драма, опера, балет и др.)?
- Сравните известное Вам литературное произведение с его музыкальной интерпретацией (например, драму А. С. Пушкина «Борис Годунов» и одноименную оперу М. П. Мусоргского; поэзию С. Есенина и «Поэму памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова; трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и одноименный балет С. С. Прокофьева).
- Какие русские композиторы обращались в своем творчестве к жанрам духовной музыки? Назовите известные Вам музыкальные произведения, написанные на библейские сюжеты и гимнографические тексты.
- Прочитайте предложенные Вам поэтические тексты (например, 14-й псалом и переложение этого псалма М. В. Ломоносова). Определите содержание псалма, сравните церковно-славянский текст и авторское переложение. Назовите авторов, чьи переложения Псалтири Вы знаете.
- Проанализируйте предложенные Вам фотокопии певческих рукописей (например, с кондакарной и знаменной нотациями). Определите время происхождения по выявленным Вами признакам.
- Определите стиль, содержание, сюжет, средства художественной выразительности, приблизительно время создания предложенной Вам репродукции художественного произведения (картина, икона, лубок, гравюра и др.).
Примерный список музыкальных произведений
Русская классическая опера
- А. П. Бородин «Князь Игорь».
- М. И. Глинка «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя».
- М. П. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина».
- Н. А. Римский-Корсаков «Царская невеста», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане».
- П. И. Чайковский «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
Кантатно-ораториальный жанр
- С. В. Рахманинов «Колокола».
- С. И. Танеев «Иоанн Дамаскин».
- С. С. Прокофьев «Александр Невский».
- Г. В. Свиридов «Курские песни», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория».
- В. А. Гаврилин «Перезвоны».
Литургическая музыка русских композиторов
- Хоровые концерты М. Березовского и Д. Бортнянского.
- П. И. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста».
- С. В. Рахманинов «Всенощное бдение».
- Обработки древнерусских распевов в хоровом творчестве русских композиторов XIX-XX вв.
- Г. И. Свиридов «Песнопения и молитвы».
|