Древнерусское певческое искусство


Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Специальность (письменно и устно).
  2. Сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно).
  3. Собеседование.



Специальность

Письменная работа - призвана выявить аналитические способности и профессиональные навыки поступающего.

В ходе письменной работы поступающему предлагается:
а) прослушать аудиозапись одноголосного песнопения знаменного распева (не более 8 раз);
б) ознакомиться с нотной записью песнопения в знаменной (крюковой) и нотолинейной нотациях;
в) сделать письменный анализ песнопения, определив его содержание, жанровую принадлежность, художественные особенности, композицию музыкально-поэтического текста.
Срок выполнения письменной работы — 4 часа.

Примерный план анализа песнопения.

  1. Общие сведения о песнопении:
    - место и значение песнопения в богослужении;
    - жанр;
    - глас.

  2. Анализ поэтического текста:
    - основные образы и действующие лица;
    - композиция;
    - поэтические приёмы.

  3. Анализ музыкального текста:
    - интонационный словарь;
    - объем звукоряда;
    - ладоинтонационные особенности;
    - ритмические особенности;
    - строение мелодической линии.

  4. Анализ соотношения поэтического и музыкального текстов:
    - соотношение фонемы и единицы распева (тип распева);
    - соотношение средств художественной выразительности;
    - взаимодействие формы поэтического текста и распева.

  5. Анализ средств исполнительской выразительности:
    - интерпретация песнопения;
    - стилистическое соответствие текста и исполнения;
    - звуковедение;
    - ясность произношения слова;
    - темп;
    - динамика.


Устный ответ

В ходе устного ответа поступающему необходимо:

  1. Исполнить одно оригинальное песнопение, принадлежащее монодийным традициям русской церковной музыки (используя аутентичную запись средневековой нотации или по памяти). При подготовке рекомендуется использовать публикации одноголосных распевов (список прилагается).
  2. Исполнить один духовный стих из сборников, предложенных в списке литературы.
  3. Дать характеристику исполненных песнопений.
  4. Ответить на вопросы, касающиеся периодизации русского церковного пения, жанровой системы, типов нотации и способов их дешифровки, структурных и художественных закономерностей церковных песнопений.


Список рекомендуемой литературы по специальности

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
  2. Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни крестьянской песни. Л., 1961.
  3. Бершадская Т. С. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ. СПб., 2004.
  4. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
  5. Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1973.
  6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  7. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад, 1998. http://nativitas.ru/Gardner-RD
  8. Келдыш Ю. В. История русской музыки. М., 1983. Т. 1.
  9. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
  10. Металлов В. М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. – Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  11. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI – XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.
  12. Разумовский Д. В. Церковное пение в России, вып. 1-3. М., 1867-1869. Переиздано: Музыкальная академия 1998, №1, №2; 1999, №1, №3; 2000, №1, №3, №4. http://www.seminaria.ru/raritet/razum_history.htm
  13. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX веков «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  14. Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII века. М., 1969.
  15. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2-е. М., 1975.


Издания одноголосных распевов

  1. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой Панихиды. Исследование, публикация, расшифровка. Вып. 1, 2. М., 2005.
  2. Всенощное бдение знаменного распева. Сост. Кутузов Б. П. Новосибирск, 2002.
  3. Демественный распев XVI – XVIII веков / Перевод крюкового письма и вступительная статья Г. Пожидаевой. М., 1999.
  4. Литургия (песнопения древних одноголосных распевов). Автор-составитель Денисов Н. Г. Сергиев Посад, 1999.
  5. Литургия знаменного распева. Сост. Нечипоренко Е. Ю. Новосибирск, 2004.
  6. Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Пореформенная редакция. Сост. М. Макаровская. М., 2005.
  7. Монастырские напевы XVI – XVII веков: Традиции церковного пения. Вып. II / Перевод крюкового письма Г. Пожидаевой. М., 2002.
  8. Новые памятники знаменного распева. Сост. Бражников М. В. Л., 1967.
  9. Памятники знаменного распева. Вып. 2. Сост. Бражников М. В. Л., 1974.
  10. Памятники русского музыкального искусства. Выпуск 2. Музыка на Полтавскую победу. Составление, публикация, исследование и комментарии Вл. Протопопова. М., 1973.
  11. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI – XVII веков. Челябинск, 1993. Приложение 4: Ноты. С. 311-340.
  12. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI – XIX веков «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  13. Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (песнопения знаменного роспева) / Сост. Е. Ю. Нечипоренко. Новосибирск: Книжица, 2005.
  14. Спутник псаломщика – Репринт: М., 1999.
  15. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  16. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968.
  17. Федор Крестьянин. Стихиры / Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  18. Певческий Октоих XVIII века, нотированный. Из собрания нотированных рукописей Соловецкого монастыря, хранящихся в Российской Национальной библиотеке Санкт-Петербурга (Сол. 619/647) / Вступительная статья, описание рукописи Е. В. Плетнёвой. СПб., 1999.


Издания духовных стихов

  1. Балакирев М. А. Русские народные песни. М., 1957.
  2. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI–XIX вв. / Сост. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М., 1991.
  3. Заволоко И. Н. Духовные стихи старинные. СПб., 2005.
  4. Кому повем печаль мою: Духовные стихи Верхокамья. Исследования и публикации / Под ред. д. и. н. И. В. Поздеевой. М., 2007.
  5. Лядов А. К. Песни русского народа. М., 1959.
  6. Маслов А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. Историческая справка и мелодико-технический анализ. СПб., 1905.
  7. Мурашова Н. С. Духовные стихи Алтая. Новосибирск, 2005.
  8. Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. М., 1977.
  9. Смоленский музыкально-этнографический сборник Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. М., 2003. Т.2.
  10. Стихи духовные. / Сост. Ф. М. Селиванов. М., 1991.
  11. Терентьева П. Пустыни красная. Русские духовные стихи письменной традиции XV–XX веков с распевами по знамени и на линейной ноте. СПб., 2010.
  12. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.


Интернет – ресурсы

        http://www.canto.ru/
        http://dyak-oko.mrezha.ru/
        http://znamen.ru/
        http://www.synaxis.info/psalom/index.html
        http://www.wertograd.chat.ru/
        http://a2k.rbcmail.ru/
        http://znamen.xost.ru/
        http://www.hristianstvo.ru/culture/music/churchmusic/znamen/
        http://kryloshanin.narod.ru/otherlinks.html
        http://www.seminaria.ru/raritet/raritet.htm
        http://www.kliros.org/
        http://www.drevglas.orthodoxy.ru/
        http://orthodoxia.org/music/
        http://spas-mon.narod.ru/
        http://www.rus-sky.org/deisus/ru/index.htm
        http://www.sestry.ru/church/content/life/masterskie/singing/sing
        http://stsl.ru/
        http://nativitas.ru/index-hymnologicus
        http://lib.pushkinskijdom.ru/



Сольфеджио и гармония

От поступающего требуется:

  1. Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада с мелодически и ритмически развитым нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. Примерная трудность: В. Кириллова, В. Попов. Сольфеджио. Ч. 1. (1971). С. 191 № 42.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) ступени лада диатонические и альтерированные;
    в) вид лада (три вида мажора и минора, натуральные мелодические лады) в исполненном фрагменте народной песни или в отрывке из сочинения русского композитора-классика;
    г) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме;
    д) аккорды в элементарном или четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали;
    е) гармоническую последовательность в форме периода в четырехголосном изложении, включающую модуляции в 1-ю степень родства и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    ж) гармонию во фрагменте музыкального произведения. Примерная трудность: Ф. Шопен. Ноктюрн E-dur, П. Чайковский. Отче наш.

  3. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой фрагмент народной песни (4-8 тактов) с названием нот, запомнив его после двух прослушиваний. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 339, 343;
    в) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-80, А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 345, 346; Н. Успенский. Образцы древнерусского певческого искусства.

  4. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Э. Григ. "Тоска по Родине"; А. Бородин. Симфония № 2, ч. III; С. Рахманинов. "Я жду тебя".
  5. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений) с использованием несложных форм мелодической фигурации; тональные и модулирующие секвенции. Примерная трудность: Б. Алексеев. Задачи по гармонии (1976). С. 236 № 7, с. 241 № 21.
  6. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме музыкального училища.



Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности.

Форма проведения собеседования

  1. Исполнение программы на фортепиано, которая должна включать: произведение крупной формы (соната - отдельные части, вариации и проч.) и пьесу или полифоническое произведение и пьесу.
  2. Устный ответ на вопрос по музыкальной литературе (список прилагается).
  3. Собеседование по следующим темам:
    а) литература и искусство;
    б) отечественная история;
    в) отечественная художественная культура (зодчество, иконопись, живопись и др.);
    г) западно-европейская культура нового и новейшего времени;
    е) церковное пение в современной музыкальной культуре России (композиторское творчество, исполнительство, образование).


Примерные вопросы и задания к собеседованию

  1. Почему Вы решили поступать на данную специальность?
  2. Знаете ли Вы что-нибудь об истории нашего Вуза или Вашего учебного заведения?
  3. Каковы Ваши представления о будущей профессии?
  4. Расскажите о наиболее важных исторических событиях, произошедших в России в 15, 16, 17 веках?
  5. Какие периодические литературно-художественные издания Вы читаете?
  6. Какими Интернет-ресурсами, отражающими круг Ваших художественных интересов, Вы пользуетесь постоянно?
  7. Какие музеи Вы посещали/посещаете? Каков круг Ваших художественных интересов?
  8. Поделитесь Вашими впечатлениями о каком-либо просмотренном спектакле (драма, опера, балет и др.)?
  9. Сравните известное Вам литературное произведение с его музыкальной интерпретацией (например, драму А. С. Пушкина «Борис Годунов» и одноименную оперу М. П. Мусоргского; поэзию С. Есенина и «Поэму памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова; трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и одноименный балет С. С. Прокофьева).
  10. Какие русские композиторы обращались в своем творчестве к жанрам духовной музыки? Назовите известные Вам музыкальные произведения, написанные на библейские сюжеты и гимнографические тексты.
  11. Прочитайте предложенные Вам поэтические тексты (например, 14-й псалом и переложение этого псалма М. В. Ломоносова). Определите содержание псалма, сравните церковно-славянский текст и авторское переложение. Назовите авторов, чьи переложения Псалтири Вы знаете.
  12. Проанализируйте предложенные Вам фотокопии певческих рукописей (например, с кондакарной и знаменной нотациями). Определите время происхождения по выявленным Вами признакам.
  13. Определите стиль, содержание, сюжет, средства художественной выразительности, приблизительно время создания предложенной Вам репродукции художественного произведения (картина, икона, лубок, гравюра и др.).


Примерный список музыкальных произведений

Русская классическая опера

  1. А. П. Бородин «Князь Игорь».
  2. М. И. Глинка «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя».
  3. М. П. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина».
  4. Н. А. Римский-Корсаков «Царская невеста», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане».
  5. П. И. Чайковский «Пиковая дама», «Евгений Онегин».


Кантатно-ораториальный жанр

  1. С. В. Рахманинов «Колокола».
  2. С. И. Танеев «Иоанн Дамаскин».
  3. С. С. Прокофьев «Александр Невский».
  4. Г. В. Свиридов «Курские песни», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория».
  5. В. А. Гаврилин «Перезвоны».


Литургическая музыка русских композиторов

  1. Хоровые концерты М. Березовского и Д. Бортнянского.
  2. П. И. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста».
  3. С. В. Рахманинов «Всенощное бдение».
  4. Обработки древнерусских распевов в хоровом творчестве русских композиторов XIX-XX вв.
  5. Г. И. Свиридов «Песнопения и молитвы».