Музыковедение


Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
  2. Музыкальная литература (письменно и устно).
  3. Фортепиано и собеседование.


Сольфеджио
От поступающего требуется:

  1. Записать:
    а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
    б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.

  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
    в) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
    г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
    д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
    е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано.

  3. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент (из музыки ХХ века), запомнив его после двух прослушиваний;
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.


Гармония
От поступающего требуется:

  1. Письменно: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы. Гармонизовать мелодию (8-12-тактовое построение), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие - второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. Задание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы классического голосоведения. Все отступления от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
  2. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. "Лорелея"; П. Чайковский. "Мы сидели с тобой"; С. Рахманинов. "Я жду тебя"; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
  3. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.

Поступающему могут быть заданы вопросы по курсу элементарной теории музыки и анализа музыкальных произведений.


Музыкальная литература

Письменный экзамен:

  1. Работа на свободную тему, подготовленная заранее. Жанр не регламентирован: аналитический этюд, эссе, критическая статья, интервью, репортаж и т. д. Объем не ограничен. Текст представляется в компьютерном наборе.
  2. Работа, написанная в ходе испытания на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы - не менее трех-четырех рукописных страниц формата А4, время написания - 3 часа.


Примерные темы работ:

  • Творчество И.С. Баха и современность.
  • Фортепианные циклы Шумана и Листа.
  • Историческая тема в операх «кучкистов».
  • Образы Родины в творчестве С.В.Рахманинова.
  • Персонажи классической русской литературы в произведениях отечественных композиторов ХХ века.

Устный экзамен:

От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в объеме, указанном ниже, а также важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов.

Список музыкальной литературы:
Примечание:
Курсивом отмечены дополнительные сочинения, с которыми абитуриент должен быть знаком обзорно
.

  1. Бах – прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»; клавирные сюиты (1–2 по выбору); хоральные прелюдии (2–3 по выбору); токката и фуга ре минор; Месса си минор (фрагменты);
    «Страсти по Матфею» (фрагменты); Бранденбургские концерты (1–2 по выбору).

  2. Гендель – «Самсон» или «Мессия» (фрагменты).
  3. Глюк – «Орфей и Эвридика».
  4. Гайдн – симфонии №№ 103, 104; фортепианные сонаты (3–4 по выбору);
    Симфония № 45; струнные квартеты (1–2 по выбору); «Времена года» (фрагменты)

  5. Моцарт – «Свадьба Фигаро»; «Дон Жуан»; симфонии №№ 40, 41; фортепианная соната ля мажор; Фантазия и соната до минор;
    «Волшебная флейта»; Концерт для фортепиано с оркестром ре минор; Реквием.

  6. Бетховен – симфонии №№ 3, 5, 6, 9; увертюра «Эгмонт»; фортепианные сонаты №№ 8, 14, 17, 21, 23;
    симфония № 1; увертюра «Леонора» № 3; фортепианные сонаты №№ 29, 32; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 5.

  7. Шуберт – симфония си минор; «Прекрасная мельничиха»; песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка», «Двойник»;
    симфония до мажор; фортепианная соната си-бемоль мажор (op. posth.); «Зимний путь».

  8. Вебер – «Вольный стрелок».
  9. Россини – «Севильский цирюльник».
  10. Мендельсон – Концерт для скрипки с оркестром ми минор;
    увертюра «Сон в летнюю ночь»; Песни без слов; «Шотландская» симфония.

  11. Шуман – «Карнавал»; «Симфонические этюды»; «Любовь поэта»;
    «Фантастические пьесы»; «Крейслериана»; «Мирты» (2–3 песни по выбору)

  12. Шопен – прелюдии; этюды; ноктюрны; мазурки; полонезы; Баллада № 1; Соната № 2;
    Вальсы; фантазия f-moll; концерт для фортепиано с оркестром (по выбору).

  13. Берлиоз – «Фантастическая симфония».
  14. Лист – «Прелюды»; рапсодии (1–2 по выбору); «Годы странствий» (1-й и 2-й годы – 5–6 пьес по выбору);
    Соната си минор; Концерт для фортепиано с оркестром (по выбору); транскрипции и парафразы (по выбору).

  15. Вагнер – «Лоэнгрин»; увертюра к опере «Тангейзер»;
    «Кольцо нибелунга» (фрагменты); вступление к опере «Тристан и Изольда».

  16. Брамс – Симфония № 4;
    песни; фортепианные пьесы; Венгерские танцы.

  17. Верди – «Травиата»; «Риголетто»; «Аида»; «Отелло».
  18. Бизе – «Кармен»; «Арлезианка» (две сюиты).
  19. Сметана – «Проданная невеста»; «Влтава».
  20. Дворжак – Симфония № 9;
    Славянские танцы.

  21. Григ – «Пер Гюнт» (две сюиты);
    фортепианные пьесы; песни; Концерт для фортепиано с оркестром.

  22. Дебюсси – прелюдии для фортепиано; «Послеполуденный отдых фавна».
  23. Равель – «Болеро»;
    фортепианные пьесы (по выбору).

  24. Берг – Концерт для скрипки с оркестром.
  25. Барток – фортепианные пьесы (по выбору); Музыка для струнных, ударных и челесты.
  26. Хиндемит – Симфония «Художник Матис».
  27. Орф – «Кармина Бурана».

  28. Русские народные песни различных жанров (5–6 по выбору).
  29. Бортнянский – произведения для хора.
  30. Русский романс первой трети XIX века.
  31. Глинка – «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»); «Руслан и Людмила»; «Камаринская»; «Вальс-фантазия»; «Арагонская хота»; романсы.
  32. Даргомыжский – «Русалка»; романсы и песни.
  33. Рубинштейн - «Демон».
  34. Балакирев – Увертюра на темы трех русских песен.
    «Исламей»; романсы и песни.

  35. Мусоргский – «Борис Годунов»; «Картинки с выставки»; романсы и песни;
    «Хованщина».

  36. Бородин – «Князь Игорь»; Симфония № 2; романсы и песни.
  37. Римский-Корсаков – «Снегурочка»; «Садко»; «Царская невеста»; «Шехеразада»;
    «Золотой петушок».

  38. Чайковский – «Евгений Онегин»; «Пиковая дама»; симфонии №№ 1, 4, 6; «Ромео и Джульетта»; романсы;
    симфония № 5; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.

  39. Глазунов – Симфония № 5;
    Концерт для скрипки с оркестром; «Раймонда» (фрагменты).

  40. Лядов – Восемь русских народных песен; «Кикимора»;
    «Волшебное озеро»; «Баба Яга».

  41. Танеев – Симфония до минор; кантата «Иоанн Дамаскин»; романсы.
  42. Калинников – Симфония соль минор.
  43. Скрябин – прелюдии; две поэмы op. 32; Соната № 4; Симфония № 3; «Поэма экстаза»;
    этюды, «Прометей».

  44. Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2; прелюдии; этюды-картины; романсы, Симфонические танцы;
    Концерт для фортепиано с оркестром № 3; Симфония № 3; Всенощное бдение.

  45. Стравинский – «Петрушка»;
    «Весна священная»; «Свадебка» или «Мавра».

  46. Мясковский – Симфония № 21;
    симфонии №№ 6, 27.

  47. Прокофьев – Симфонии № 1, 7; кантата «Александр Невский»; «Ромео и Джульетта»; «Война и мир»; соната для фортепиано № 7;
    концерт для фортепиано с оркестром № 3, «Мимолетности».

  48. Шостакович – симфонии №№ 1, 5, 7, 14; прелюдии и фуги;
    симфония № 8; «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»); концерт для фортепиано с оркестром № 1; камерно-инструментальные ансамбли (1-2 по выбору).

  49. Хачатурян – Концерт для скрипки с оркестром.
  50. Свиридов – Вокальный цикл на слова Р. Бернса; «Поэма памяти Сергея Есенина»;
    «Пушкинский венок».

  51. Дунаевский – песни.
  52. Соловьев-Седой – песни.
  53. Щедрин – «Озорные частушки», «Кармен-сюита».
  54. Гаврилин – «Перезвоны»; «Русская тетрадь» (одно сочинение по выбору).
  55. Шнитке – Concerto grosso № 1 или № 2; Фортепианный квинтет (одно сочинение по выбору).
  56. Слонимский – «Виринея», «Песни вольницы» (или другое сочинение по выбору).
  57. Тищенко – Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра; «Ярославна» (или другое сочинение по выбору).


Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.


Собеседование
На собеседовании выявляются общегуманитарный и специально-музыкальный уровень подготовки поступающего, знание важнейших трудов в области музыкознания (отечественного и зарубежного) и музыкальной критики, представления об отечественной и мировой истории, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знание основных проблемных материалов современной музыкальной периодической печати.
На собеседовании могут быть заданы вопросы по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, в т.ч. по анализу музыкальных произведений (разбор музыкального произведения или его фрагмента); музыкальной литературе (включая произведения русской и зарубежной музыки ХХ века).