Музыковедение
Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
- Музыкальная литература (письменно и устно).
- Фортепиано и собеседование.
Сольфеджио
От поступающего требуется:
- Записать:
а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
в) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент (из музыки ХХ века), запомнив его после двух прослушиваний;
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.
Гармония
От поступающего требуется:
- Письменно: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы. Гармонизовать мелодию (8-12-тактовое построение), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие - второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. Задание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы классического голосоведения. Все отступления от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. "Лорелея"; П. Чайковский. "Мы сидели с тобой"; С. Рахманинов. "Я жду тебя"; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.
Поступающему могут быть заданы вопросы по курсу элементарной теории музыки и анализа музыкальных произведений.
Музыкальная литература
Письменный экзамен:
- Работа на свободную тему, подготовленная заранее. Жанр не регламентирован: аналитический этюд, эссе, критическая статья, интервью, репортаж и т. д. Объем не ограничен. Текст представляется в компьютерном наборе.
- Работа, написанная в ходе испытания на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы - не менее трех-четырех рукописных страниц формата А4, время написания - 3 часа.
Примерные темы работ:
- Творчество И.С. Баха и современность.
- Фортепианные циклы Шумана и Листа.
- Историческая тема в операх «кучкистов».
- Образы Родины в творчестве С.В.Рахманинова.
- Персонажи классической русской литературы в произведениях отечественных композиторов ХХ века.
Устный экзамен:
От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в объеме, указанном ниже, а также важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов.
Список музыкальной литературы:
Примечание:
Курсивом отмечены дополнительные сочинения, с которыми абитуриент должен быть знаком обзорно.
- Бах – прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»; клавирные сюиты (1–2 по выбору); хоральные прелюдии (2–3 по выбору); токката и фуга ре минор; Месса си минор (фрагменты);
«Страсти по Матфею» (фрагменты); Бранденбургские концерты (1–2 по выбору).
- Гендель – «Самсон» или «Мессия» (фрагменты).
- Глюк – «Орфей и Эвридика».
- Гайдн – симфонии №№ 103, 104; фортепианные сонаты (3–4 по выбору);
Симфония № 45; струнные квартеты (1–2 по выбору); «Времена года» (фрагменты)
- Моцарт – «Свадьба Фигаро»; «Дон Жуан»; симфонии №№ 40, 41; фортепианная соната ля мажор; Фантазия и соната до минор;
«Волшебная флейта»; Концерт для фортепиано с оркестром ре минор; Реквием.
- Бетховен – симфонии №№ 3, 5, 6, 9; увертюра «Эгмонт»; фортепианные сонаты №№ 8, 14, 17, 21, 23;
симфония № 1; увертюра «Леонора» № 3; фортепианные сонаты №№ 29, 32; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 5.
- Шуберт – симфония си минор; «Прекрасная мельничиха»; песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка», «Двойник»;
симфония до мажор; фортепианная соната си-бемоль мажор (op. posth.); «Зимний путь».
- Вебер – «Вольный стрелок».
- Россини – «Севильский цирюльник».
- Мендельсон – Концерт для скрипки с оркестром ми минор;
увертюра «Сон в летнюю ночь»; Песни без слов; «Шотландская» симфония.
- Шуман – «Карнавал»; «Симфонические этюды»; «Любовь поэта»;
«Фантастические пьесы»; «Крейслериана»; «Мирты» (2–3 песни по выбору)
- Шопен – прелюдии; этюды; ноктюрны; мазурки; полонезы; Баллада № 1; Соната № 2;
Вальсы; фантазия f-moll; концерт для фортепиано с оркестром (по выбору).
- Берлиоз – «Фантастическая симфония».
- Лист – «Прелюды»; рапсодии (1–2 по выбору); «Годы странствий» (1-й и 2-й годы – 5–6 пьес по выбору);
Соната си минор; Концерт для фортепиано с оркестром (по выбору); транскрипции и парафразы (по выбору).
- Вагнер – «Лоэнгрин»; увертюра к опере «Тангейзер»;
«Кольцо нибелунга» (фрагменты); вступление к опере «Тристан и Изольда».
- Брамс – Симфония № 4;
песни; фортепианные пьесы; Венгерские танцы.
- Верди – «Травиата»; «Риголетто»; «Аида»; «Отелло».
- Бизе – «Кармен»; «Арлезианка» (две сюиты).
- Сметана – «Проданная невеста»; «Влтава».
- Дворжак – Симфония № 9;
Славянские танцы.
- Григ – «Пер Гюнт» (две сюиты);
фортепианные пьесы; песни; Концерт для фортепиано с оркестром.
- Дебюсси – прелюдии для фортепиано; «Послеполуденный отдых фавна».
- Равель – «Болеро»;
фортепианные пьесы (по выбору).
- Берг – Концерт для скрипки с оркестром.
- Барток – фортепианные пьесы (по выбору); Музыка для струнных, ударных и челесты.
- Хиндемит – Симфония «Художник Матис».
- Орф – «Кармина Бурана».
- Русские народные песни различных жанров (5–6 по выбору).
- Бортнянский – произведения для хора.
- Русский романс первой трети XIX века.
- Глинка – «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»); «Руслан и Людмила»; «Камаринская»; «Вальс-фантазия»; «Арагонская хота»; романсы.
- Даргомыжский – «Русалка»; романсы и песни.
- Рубинштейн - «Демон».
- Балакирев – Увертюра на темы трех русских песен.
«Исламей»; романсы и песни.
- Мусоргский – «Борис Годунов»; «Картинки с выставки»; романсы и песни;
«Хованщина».
- Бородин – «Князь Игорь»; Симфония № 2; романсы и песни.
- Римский-Корсаков – «Снегурочка»; «Садко»; «Царская невеста»; «Шехеразада»;
«Золотой петушок».
- Чайковский – «Евгений Онегин»; «Пиковая дама»; симфонии №№ 1, 4, 6; «Ромео и Джульетта»; романсы;
симфония № 5; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
- Глазунов – Симфония № 5;
Концерт для скрипки с оркестром; «Раймонда» (фрагменты).
- Лядов – Восемь русских народных песен; «Кикимора»;
«Волшебное озеро»; «Баба Яга».
- Танеев – Симфония до минор; кантата «Иоанн Дамаскин»; романсы.
- Калинников – Симфония соль минор.
- Скрябин – прелюдии; две поэмы op. 32; Соната № 4; Симфония № 3; «Поэма экстаза»;
этюды, «Прометей».
- Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2; прелюдии; этюды-картины; романсы, Симфонические танцы;
Концерт для фортепиано с оркестром № 3; Симфония № 3; Всенощное бдение.
- Стравинский – «Петрушка»;
«Весна священная»; «Свадебка» или «Мавра».
- Мясковский – Симфония № 21;
симфонии №№ 6, 27.
- Прокофьев – Симфонии № 1, 7; кантата «Александр Невский»; «Ромео и Джульетта»; «Война и мир»; соната для фортепиано № 7;
концерт для фортепиано с оркестром № 3, «Мимолетности».
- Шостакович – симфонии №№ 1, 5, 7, 14; прелюдии и фуги;
симфония № 8; «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»); концерт для фортепиано с оркестром № 1; камерно-инструментальные ансамбли (1-2 по выбору).
- Хачатурян – Концерт для скрипки с оркестром.
- Свиридов – Вокальный цикл на слова Р. Бернса; «Поэма памяти Сергея Есенина»;
«Пушкинский венок».
- Дунаевский – песни.
- Соловьев-Седой – песни.
- Щедрин – «Озорные частушки», «Кармен-сюита».
- Гаврилин – «Перезвоны»; «Русская тетрадь» (одно сочинение по выбору).
- Шнитке – Concerto grosso № 1 или № 2; Фортепианный квинтет (одно сочинение по выбору).
- Слонимский – «Виринея», «Песни вольницы» (или другое сочинение по выбору).
- Тищенко – Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра; «Ярославна» (или другое сочинение по выбору).
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
- Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.
Собеседование
На собеседовании выявляются общегуманитарный и специально-музыкальный уровень подготовки поступающего, знание важнейших трудов в области музыкознания (отечественного и зарубежного) и музыкальной критики, представления об отечественной и мировой истории, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знание основных проблемных материалов современной музыкальной периодической печати.
На собеседовании могут быть заданы вопросы по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, в т.ч. по анализу музыкальных произведений (разбор музыкального произведения или его фрагмента); музыкальной литературе (включая произведения русской и зарубежной музыки ХХ века).
|