Художественное руководство симфоническим оркестром/ Дирижирование оперно-симфоническим оркестром
Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Исполнение программы (дирижирование под рояль).
- Работа с оркестром и собеседование.
- Сольфеджио и гармония (письменно и устно), фортепиано.
Исполнение программы
От поступающего требуется:
Продирижировать под фортепиано симфоническим произведением.
Примерный список произведений для дирижирования под фортепиано:
- Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 7 (I и II части), № 5 (II часть); увертюры "Кориолан", "Эгмонт".
- Бородин - Симфония № 2 (I, III и IV части); Увертюра и Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь".
- Брамс - Симфонии №№ 1, 4 (I и II части).
- Вагнер - Увертюра к опере "Риенци".
- Вебер - увертюры к операм "Оберон", "Эврианта", "Вольный стрелок".
- Гайдн - симфония (по выбору).
- Глазунов - Симфонии №№ 1, 5, 6 (I часть); Торжественная увертюра.
- Калинников - Симфония № 1 (I и II части).
- Лист - симфонические поэмы "Прелюды", "Тассо".
- Мендельсон - Симфонии № 3 (I и II части), № 4 (II часть); увертюры "Фингалова пещера", "Рюи Блаз".
- Моцарт - симфонии (по выбору, отдельные части), увертюры.
- Мусоргский - Вступление к опере "Хованщина" ("Рассвет на Москва-реке").
- Мясковский - Симфония № 27 (II часть).
- Прокофьев - Симфония № 7 (II часть).
- Римский-Корсаков - Испанское каприччио.
- Хачатурян - сюиты из балетов "Спартак", "Гаянэ".
- Чайковский - Симфонии №№ 1, 2, 5 (I и II части), Серенада для струнного оркестра.
- Шуберт - Симфонии №№ 4, 5, 8 (части I, II).
Работа с оркестром
От поступающего требуется:
В течение 15-20 минут показать работу с оркестром над одночастным произведением или частью циклического произведения (из списка, приведенного ниже), обнаружив при этом владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.
Список произведений для дирижирования оркестром:
- Моцарт - Симфония № 36 "Линцкая", часть I.
- Бетховен - Симфония № 2, часть I, II; увертюра "Эгмонт".
- Лист - Прелюды.
- Брамс - Симфония № 1, часть IV.
- Чайковский - Серенада для струнного оркестра; Сюита № 3, часть I.
- Римский-Корсаков - Шехеразада.
- Глазунов - Симфония № 4, часть I.
- Шостакович - Симфония № 1, часть I.
Собеседование
На собеседовании проверяются:
а) знание литературы по специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, выразительные средства);
б) умение проанализировать произведения, подготовленные для экзамена по дирижированию;
в) умение сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры. Примерная трудность: Бетховен. Увертюра "Эгмонт"; Симфония № 2, часть II; Симфония № 4, часть II;
г) знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки;
д) слуховые навыки и общая подготовка по сольфеджио и гармонии.
Список музыкальной литературы, знание которой необходимо для собеседования:
- Бах - Бранденбургские концерты №№ 1, 2.
- Берлиоз - Фантастическая симфония.
- Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 3, 5, 7; увертюры "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора" № 3, "Творения Прометея"; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 4, 5;
- Концерт для скрипки с оркестром.
- Бизе - Сюита № 1 из музыки к драме "Арлезианка".
- Бородин - Симфония № 2.
- Брамс - Симфонии №№ 1-4.
- Вагнер - увертюры к операм "Тангейзер", "Летучий голландец", "Риенци", "Нюрнбергские майстерзингеры"; вступления к операм "Тристан и Изольда", "Лоэнгрин".
- Вебер - увертюры к операм "Вольный стрелок", "Оберон", "Эврианта".
- Гайдн - Симфонии №№ 100, 103, 104.
- Глазунов - Симфония № 5; Торжественная увертюра; Концерт для скрипки с оркестром.
- Глинка - "Камаринская"; "Вальс-фантазия"; Испанские увертюры.
- Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света").
- Дебюсси - "Море".
- Калинников - Симфония № 1.
- Лист - симфонические поэмы "Прелюды", "Тассо"; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
- Лядов - Восемь русских народных песен; "Волшебное озеро"; "Кикимора".
- Мендельсон - Симфония № 4; увертюры "Фингалова пещера", "Cон в летнюю ночь"; Концерт для скрипки с оркестром.
- Моцарт - Симфонии №№ 39, 40, 41; Маленькая ночная серенада; увертюры к операм "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта".
- Мусоргский - "Ночь на Лысой горе".
- Мясковский - Симфонии .№№ 21, 27.
- Прокофьев - Симфонии №№ 5, 6, 7; сюиты из балета "Ромео и Джульетта";
- Кантата "Александр Невский".
- Равель - Сюита № 2 из балета "Дафнис и Хлоя".
- Рахманинов - Симфония № 2; Симфонические танцы; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 и 3.
- Римский-Корсаков - "Шехеразада"; "Испанское каприччио".
- Стравинский - балеты "Жар-птица", "Петрушка".
- Чайковский - Симфонии №№ 1, 4, 5, 6; "Ромео и Джульетта"; "Франческа да Римини"; "Итальянское каприччио"; Серенада для струнного оркестра; Концерт для скрипки с оркестром; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
- Шостакович - Симфонии №№ 1, 5, 8, 10.
- Штраус - "Тиль Уленшпигель"; "Дон Жуан".
- Шуберт - Симфонии №№ 5, 7, 8.
Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио
- Записать:
а) одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды и повторить на фортепиано.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) с листа одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.
Гармония
- Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный раздел произведения крупной формы. Примерная трудность: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, вступление; П. Чайковский, "Мы сидели с тобой"; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
- Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.
|