Художественное руководство академическим хором/ Дирижирование академическим хором
Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Исполнение программы (дирижирование под рояль).
- Работа с хором и собеседование.
- Сольфеджио и гармония (письменно и устно), фортепиано.
Исполнение программы
От поступающего требуется:
Продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и динамике (одно с сопровождением, другое - без сопровождения); знать наизусть хоровые партии этих произведений; исполнить наизусть на фортепиано партитуру хора а cappella, специально приготовленного к экзамену.
На экзамене происходит проверка вокальных данных. Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, владеть певческими навыками.
На экзамене проверяется общая подготовка по сольфеджио и гармонии.
Работа с хором
От поступающего требуется:
В течение 15-20 минут показать работу с хором над несложным произведением а cappella, обнаружив владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на вступительных испытаниях, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.
Примерный список произведений для дирижирования без сопровождения и работы с хором:
- Анерио - Мотет (сб. Старинная хоровая музыка. Л., 1967).
- Аренский - "Анчар"; "Жемчуг и любовь"; "Серенада"; Херувимская песнь.
- Бортнянский - Концерты для хора №№ 3, 15, 16, 27, 32, 35.
- Брамс - "Горбатый уличный скрипач"; "Розмарин"; "О, светлый май".
- Брукнер - Ave Maria; Graduale (по выбору).
- Верди - Ave Maria; Pater noster.
- Василенко - "Метель".
- Вольф - "Отшельник".
- Глинка - Херувимская песнь.
- Гречанинов - "Нас веселит ручей"; "Над неприступной крутизной"; "Лебедь, щука и рак"; "Волною морскою" (ирмос); "К Богородице прилежно" (причастный стих); Концерт для хора "Внуши, Боже".
- Гуно - "Ночь".
- Даргомыжский - "Буря мглою небо кроет".
- Дебюсси - Три песни на стихи герцога Шарля.
- Ипполитов-Иванов - Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.).
- Калинников - "Кондор"; "Лес"; "Звезды меркнут и гаснут"; "Нам звезды кроткие сияли"; "Утром зорька"; "Ой, честь ли то молодцу"; духовные произведения.
- Кастальский - "Сам един еси"; "Вечная память героям" (фрагм.).
- Кодай - "Вечерняя песня".
- Кюи - "Две розы"; "Грозовые тучи"; Ноктюрн; "Сокрытая красота"; Чайльд-Гарольд".
- Лист - Ave Maria.
- Мендельсон - хоровые песни.
- Новиков - "Веселый пир"; "Любовь".
- Пуленк - "Лик человеческий" ("Будь терпеливой", "Страшна мне ночь"); "Белый снег"; "Грусть".
- Равель - "Николетта"; Рондо.
- Рахманинов - "Всенощная" (фрагм.); "В молитвах неусыпающую богородицу"; "Пантелей-целитель".
- Римский-Корсаков - "Месяц плывет"; "Старая песня"; "Татарский полон".
- Салманов - "Тишина"; "Издалека"; "Высоко ли, высоко ли"; Три хора на стихи Есенина.
- Свиридов - "Вечером синим"; "Табун"; "Пушкинский венок" (фрагм.); "У берега зеленого".
- Стравинский - Ave Maria.
- Слонимский - Две русские песни.
- Танеев - "На могиле"; "Развалину башни"; "Молитва"; "Звезды" (ст. Полонского); "Звезды" (ст. Хомякова); "Из края в край".
- Фалик - "Осенняя песня"; "Зимние песни"; "Карельская акварель".
- Чайковский - "Ночевала тучка"; "Соловушко"; Три хора, посвященных хоровому классу Мельникова-Беккера; Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм).
- Чесноков - "Август"; "Зимой"; "Лес"; "Дубинушка"; духовные сочинения.
- Шебалин - "Березе"; "Мать послала к сыну думы"; "Жаворонок".
- Шостакович - "Как меня-младешеньку".
- Шуман - "На Боденском озере"; "Вечерняя звезда"; "Мальчик и роза".
- Щедрин - Четыре хора на стихи Твардовского; "Русские деревни".
Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением фортепиано:
- Барток - Cantata profana (фрагм.).
- Бах - Magnificat (фрагм.); "Страсти по Иоанну" (заключительный хор); Кантата № 21 (№ 2); Рождественская оратория (№ 1).
- Берлиоз - Реквием (фрагм.).
- Бетховен - Месса до мажор (№ 1); Торжественная месса (№ 1).
- Бородин - хоры из оперы "Князь Игорь" ("Слава", "Мужайся, княгиня", финал I-го действия, финал IV-го действия).
- Брукнер - Te Deum (фрагм.).
- Бриттен - Военный реквием (фрагм.).
- Вагнер - Хор матросов из оперы "Летучий голландец"; хор рыцарей из оперы "Тангейзер"; свадебный хор из оперы "Лоэнгрин"; сцена шествия из оперы "Нюрнбергские майстерзингеры".
- Василенко - Хор народа из оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре".
- Верди - Stabat mater, Реквием (№ 1, № 2 - фрагм.).
- Вивальди - Gloria (фрагм.).
- Гайдн - "Сотворение мира" (заключительный хор), "Времена года" (№ 2, заключительный хор).
- Гендель - "Иуда Маккавей" (№ 2), "Самсон" (заключительный хор), "Мессия" ("Аллилуйя", заключительный хор).
- Глинка - Свадебный хор из оперы "Иван Сусанин", Финал из оперы "Руслан и Людмила", Польский с хором ("Велик и свят").
- Гуно - Вальс из оперы "Фауст"; Большая торжественная месса (фрагм.).
- Давиденко - "Улица волнуется"; "Подъем вагона".
- Даргомыжский - "Русалка" (Три хора крестьян, Свадебный хор, хоры русалок).
- Дегтярев - "Минин и Пожарский" (хор "Слава Минину с Пожарским").
- Доницетти - Интродукция и хор из оперы "Любовный напиток".
- Кастальский - "Братское поминовение" (фрагм.).
- Керубини - Реквием (фрагм.).
- Кодай - "Венгерский псалом"; Te Deum (фрагм.).
- Лист - "Легенда о Святой Елизавете" (фрагм.).
- Лядов, Глазунов - Кантата памяти Антокольского (№ 2).
- Мейербер - Сцена ссоры из oперы "Гугеноты".
- Моцарт - Месса до минор (№ 1, № 4); Реквием (фрагм.).
- Мусоргский - "Эдип"; "Поражение Сеннахериба"; "Борис Годунов" (Сцена под Кромами, фрагм.).
- Онеггер - "Царь Давид" ("Аллилуйя").
- Перселл - Заключительный хор из оперы "Дидона и Эней".
- Прокофьев - Заключительный хор из оперы "Война и мир"; "Александр Невский" (№№ 2, 4, 7).
- Рахманинов - Хор "Огни погашены" и финал из оперы "Алеко"; "Колокола" (№ 1).
- Римский-Корсаков - Хор "Яр-Хмель" из оперы "Царская невеста"; хор "Грозен царь идет" из оперы "Псковитянка"; сцена в заповедном лесу из оперы "Снегурочка".
- Россини - Stabat mater (фрагм.).
- Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина (№№ 2, 4, 7); "Патетическая оратория" (№ 7); "Весенняя кантата" (№ 1).
- Стравинский - Симфония псалмов (ч. I).
- Танеев - Хор "Слава Афине" из оперы "Орестея"; "Памятник".
- Форе - Реквием (фрагм.).
- Чайковский - Сцена вальса из оперы "Евгений Онегин"; хор девушек и хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"; хор "Радостно, весело в день сей" из оперы "Пиковая Дама".
- Шостакович - Хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова".
- Шуберт - Месса соль мажор (№1); Месса си-бемоль мажор (№1).
Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио
От поступающего ребуется:
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональности по камертону и по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
в) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
г) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
д) аккорды в тональности и от звука в элементарном и четырехголосном изложении, в тесном и широком расположениях, различных мелодических положениях (возможно ненормативное изложение); спеть прослушанный аккорд: по структуре (звучанию): все виды трезвучий с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд; в тональности (по разрешению): малый мажорный септ- и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд - в качестве альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп;
е) аккордовую последовательность (4-6 тактов) после двух прослушиваний; спеть по вертикали;
ж) гармоническую последовательность в форме периода, включающую 2-3 модуляции; назвать тональный план и аккорды, повторить на фортепиано (гармонические средства соответствуют программе по гармонии музыкального училища);
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения, повторить на фортепиано.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) с листа одноголосную мелодию (сольфеджируя или с текстом). Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-104; романсы и песни М. Глинки, А. Даргомыжского, Ф. Шуберта, В. Моцарта;
г) один из голосов двухголосного примера с одновременным исполнением другого голоса на фортепиано и дирижированием. Примерная трудность: И. Способин. Двухголосное сольфеджио.
Гармония
От поступающего требуется:
- Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения - 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- диатонические и альтерированные аккорды в широком расположении в объеме программы музыкального училища;
- тональные и модулирующие секвенции.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Мендельсон. "Наш удел"; М. Ипполитов-Иванов. "Сосна", "О, край родной"; Р. Глиэр. "Гимн великому городу".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
- Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.
|