Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Исполнение программы (I тур).
- Исполнение программы (II тур).
- Собеседование и сольфеджио (устно).
Рекомендованный возраст для поступления на очную форму обучения - до 25 лет (женщины) и до 30 лет (мужчины).
Поступающие должны обладать следующими, необходимыми для формирования певца-профессионала, данными:
— профессиональным голосом и здоровым голосовым аппаратом;
— развитым музыкальным слухом, наличием исполнительской одаренности и актерских способностей;
— отсутствием речевых дефектов;
— устойчивой нервной системой, отсутствием физических недостатков, мешающих овладению профессиональными навыками.
Исполнение программы (I, II туры)
Для каждого из этапов экзамена по специальности (I и II тур) поступающий должен подготовить:
- Две арии, одну из них — русского композитора.
- Романс или народную песню.
(всего шесть произведений)
Программа II тура не должна дублировать программу I тура.
При исполнении программы поступающий должен показать:
- наличие определенно квалифицируемого типа голоса, устойчивого певческого звука, чистой интонации;
- музыкально выразительное, ритмически точное исполнение произведений.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего и знание музыкальной литературы. Кроме того, поступающий должен прочитать (наизусть) заранее подготовленные стихотворение и басню, выполнить несложный сценический этюд по теме, предложенной комиссией.
Сольфеджио и теория музыки
От поступающего требуется:
- Определять на слух:
а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
б) ступени лада по тональной настройке, в разных октавах;
в) простые интервалы в гармоническом и мелодическом виде (восходящие и нисходящие);
г) аккорды: трезвучия четырех видов, обращения мажорного и минорного трезвучий, доминантсептаккорд с обращениями.
- Спеть:
а) звукоряды ладов (с чередованием их различных видов, в восходящем и нисходящем движении);
б) ступени лада - по тональной настройке;
в) простые интервалы от звука в восходящем и нисходящем движении;
г) с листа - одноголосную мелодию с хроматизмами. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 1-70;
д) с листа - небольшое вокальное произведение (или его часть) под аккомпанемент экзаменатора. Примерная трудность: М. Глинка. "Разочарование"; А. Даргомыжский. "Только узнал я тебя".
- Знать мажорные и минорные тональности, определять тональность в нотном тексте по начальным тактам музыкального изложения.
- Определять размер по группировке.
- Строить на фортепиано и определять в нотном тексте:
а) простые интервалы;
б) аккорды: трезвучия четырех видов, обращения мажорного и минорного трезвучий, доминантсептаккорд с обращениями.
Играть на фортепиано гармонические обороты в четырехголосном изложении:
I-IV-I; I-V-I; I-IV-V-I; I-IV-К64-V-I.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.