Концертные народные инструменты/Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты


Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
  3. Дирижирование и собеседование.


Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:

  • Балалайка
  1. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита, классические вариации). Например: Шишаков. Концерт (I или II часть); Василенко, Две или три части из Сюиты; Куликов. Концертные вариации.
  2. Произведение русского композитора в переложении. Например: Даргомыжский. Славянский танец; Рахманинов. Серенада.
  3. Две разнохарактерные обработки народных мелодий. Например: русская народная песня "От села до села" в обработке Нечепоренко; русская народная песня "Винят меня в народе" в обработке Шалова; "Русские напевы" в обработке Ризоля.

  • Домра
  1. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита). Например: Будашкин. Концерт; Кравченко. Концерт; Зарицкий. Концерт.
  2. Произведение русского композитора. Например: Алябьев - Вьетан. Соловей; Глинка - Балакирев. Жаворонок; Рахманинов. Вокализ; Балакирев. Экспромт.
  3. Виртуозное произведение - оригинальное или в переложении для домры. Например: Репников. Скерцо; Городовская. Скерцо; Петров. Цыганская рапсодия; Моцарт. Рондо соль мажор; Щедрин. В подражание Альбенису.
  4. Обработка народной мелодии. Например: в обработке Цыганкова - русская народная песня "Травушка-муравушка", Плясовые наигрыши, Интродукция и чардаш; в обработке Городовской -русская народная песня "Не одна во поле дороженька", Фантазия на две русские темы; в обработке Шалова - русские народные песни "Среди долины ровныя", "Ах, не лист осенний".

  • Гусли
  1. Произведение крупной формы. Например: Городовская. Русский концерт; Биберган. Концерт для гуслей (части I и II - или III).
  2. Обработка народной мелодии. Например: в обработке Шалова - русская народная песня "На горе-то калина".
  3. Переложения композиторов-классиков (Рамо, Куперен, Вивальди и др.)

  • Гитара
    Поступающий должен исполнить не менее трех произведений.
    Примерная сложность:
    Бах. Прелюдия из Сюиты № 3 для лютни.
    Джулиани. Большая увертюра ор. 61.
    Шалов. Калинушка с малинушкой.
    Кастельнуово-Тедеско. Тарантелла.

  • Баян и аккордеон
  1. Полифоническое произведение. Например: Бах. Прелюдия и фуга до минор (ХТК, I), прелюдия и фуга ре мажор (ХТК, I), прелюдия и фуга фа минор (ХТК, II), органная фантазия и фуга ля минор, органная токката и фуга ре минор; Шостакович. Прелюдия и фуга си-бемоль мажор.
  2. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита). Например: Репников. Концерт-поэма; Шишаков. Концерт; Золотарев. Соната № 2; Кусяков. Соната № 2; Холминов. Сюита; Чайкин. Сюита; Шендерев. Сюита.
  3. Виртуозное произведение - оригинальное или в переложении для баяна. Например: Штраус - Яшкевич. Весенние голоса; Рахманинов - Яшкевич. Итальянская полька; Репников. Каприччио; Скерцо; Токката; Дикусаров. Скерцо; обработки народных песен.


Дирижирование и собеседование

От поступающего требуется показать владение основными приемами дирижирования, способность раскрыть художественное содержание произведения дирижерскими средствами, знание партитуры (клавира) и возможностей инструментов.
Экзаменационную часть программы составляют одно-два небольших произведения. Например: Бетховен. Часть фортепианной сонаты; Чайковский. Пьеса из цикла "Времена года"; Бизе. Пьеса из сюиты "Арлезианка"; Григ. Норвежский танец; Прокофьев. Часть из "Классической симфонии".

Собеседование выявляет культурный уровень поступающего; его эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности.


Сольфеджио и гармония (письменно и устно)

Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, хроматизмами и модуляцией. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
    в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
    г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
    д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
    ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.

  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71–140.


Гармония

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие.

  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 10, ч. II; Соната для ф-но № 12, ч. I; М. Глинка. «В крови горит огонь желанья».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.