Орган


Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование (с прослушиванием по фортепиано).
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).


Исполнение программы
На вступительном экзамене должны быть исполнены три произведения:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга, Токката и фуга и т.п.) И. С. Баха или композитора северонемецкой школы (Букстехуде, Брунс, Любек).
  2. Трио-соната (I и II, либо II и III части).
  3. Романтическое произведение (Мендельсон, Франк, Брамс и др.).
    Дополнительно может быть исполнено произведение одного из старых мастеров иной национальной школы (Фробергер, Фрескобальди, Куперен, Маршан, Кабанильес, Пёрселл и др.) либо сочинение композитора ХХ века.
    На исполнительском экзамене поступающий должен продемонстрировать свободное владение мануально-педальной техникой и основами стилистики и регистровки.
    Экзамен проводится на учебном органе W. Sauer op.1976 (класс № 37):
HAUPTWERK
Rohrflote 8'
Principal 4'
Waldflote 2'
Sesquialiter 2f
Mixtur 3-4f
Tremulant
POSITIV
Holzgedackt 8'
Quintadena 8'
Blockflote 4'
Principal 2'
Quinta 1 1/3'
Tremulant
PEDAL
Subbass 16'
Gemshorn 8'
Spitzoktave 4'
Копуляции I/P, II/P, I/II; механическая трактура.


Собеседование

На собеседовании выявляется общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудиция, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, осведомленность в области органного искусства, знание литературы по специальности. Также на собеседовании проверяются знания по полифонии и способности к импровизации.
На фортепиано поступающий должен исполнить два произведения:
1. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен: I - или II и III части);
2. Один виртуозный этюд на пальцевую технику (Шопен, Лист).

На собеседовании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
1. И.С. Бах. Маленькие прелюдии: a, g, F;
2. И.С. Бах. Хоральные прелюдии из "Органной книжки".
3. С. Франк. Пьесы для органа и фисгармонии.


Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
    ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
    з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.

  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
    г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».


Гармония

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие;
    - разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.

  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.