Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Исполнение программы.
- Собеседование и чтение с листа.
- Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
Исполнение программы
Поступающие на отделение духовых инструментов должны показать на экзамене знание всех видов гамм, арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков (играть шестнадцатыми в темпе: ММ четверть = 108-120), хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также исполнить:
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий).
- Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Бах, Гендель, Телеман, Стамиц, Моцарт.
- Виртуозное произведение современного автора.
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Ферлинг (1-я тетрадь); Назаров (2-я тетрадь).
- Две разнохарактерные части концерта или сонаты.
- Виртуозное произведение современного автора.
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Розанов - из "Школы для кларнета"; Штарк - 5 этюдов.
- Концерт (две разнохарактерные части) или фантазию. Например: Вебер. Концертино; Концерты №№ 1, 2; Габлер. Концерты.
- Виртуозное произведение современного автора.
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Вейсенборн (2-я тетрадь); Мильде (1-я тетрадь) и т.п.
- Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Моцарт. Концерт си-бемоль мажор; Вебер.
- Концерт фа мажор; Сен-Санс. Соната соль мажор.
- Виртуозное произведение современного автора.
Поступающий должен исполнить на саксофоне-альте:
- Два разнохарактерных этюда из следующих сборников: Андреев. Сборник избранных этюдов; Иванов. 26 этюдов; Мюль. 18 этюдов; Ривчун. 40 этюдов; Ферлинг. 48 этюдов (для гобоя).
- Одно произведение крупной формы. Примерная сложность: Бутри. Дивертисмент; Глазунов. Концерт; Демерсман. Фантазия; Калинкович. Концерт-каприччио; Мийо. Сюита "Скарамуш".
- Одна пьеса малой формы. Примерная сложность: Боцца. Тарантелла; Экспромт и танец; Томази. Интродукция и танец; Ривчун. Концертный этюд; Эшпай. Концертная миниатюра.
- Гаммы и арпеджио, охватывающие наибольший диапазон (нижний, средний, верхний регистры инструмента). Гаммы и арпеджио исполняются legato и staccato.
- Произведение крупной формы. Например: Моцарт. Концерты №№ 2, 4; Штраус. Концерт № 1; Глиэр.
- Концерт (I, II части) и т.п. Если исполняется только I часть концерта, необходимо сыграть также пьесу певучего характера.
- Обязательные произведения: Этюды №№ 29, 30 из сб. Избранные этюды под ред. В. Буяновского.
- Обязательные произведения: Брандт. Этюд № 1; Вурм. Этюд № 4.
- Две пьесы различного характера или концерт любого автора.
- Гаммы и арпеджио во всех практически применяемых тональностях, в различных обращениях и штрихах.
- Обязательные произведения: Рейхе. Этюд № 15 и один из этюдов медленного характера.
- Концерт любого автора или две пьесы различного характера.
- Обязательные произведения: Блажевич. Этюд № 9 и один из подвижных этюдов.
- Одно произведение малой формы кантиленного характера или одну часть концерта любого автора.
- На ксилофоне - небольшую пьесу. Например: Чайковский. "Русский танец"; Вальс-скерцо; Глинка. Танцы из оперы "Руслан и Людмила"; Римский-Корсаков. "Полет шмеля".
- На вибрафоне - пьесу малой формы, желательно четырьмя палками.
- На малом барабане - этюд на тремоло.
- Поступающий должен уметь настроить литавры, показать на них тремоло в разных нюансах, прочитать с листа несложное произведение.
Собеседование и чтение с листа
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Келлер – 3 тетради
- Лоренс – этюды
- Брамс – 4 ая симфония
- Дебюсси – Послеполуденный отдых фавна
- Видеманн – этюды
- Ферлинг - этюды
- Бетховен – 3-я симфония
- Римский-Корсаков – Шехерезада
- Клозе – этюды
- Глинка – Камаринская
- Римский-Корсаков – Шехерезада
- Весенборн – этюды, тетрадь №2
- Брунс – этюды
- Вагнер – Лоэнгрин
- Глинка – Камаринская
- Школа Михайлова
- Мюль – этюды
- Иванов – этюды
- Равель – Болеро
- Рахманинов – Симфонические танцы
- Мусоргский – Картинки с выставки
- Вурм – избранные этюды
- Брандт – этюды
- Сборник этюдов под редакцией В.М. Буяновского
- Блажевич – этюды I тетрадь
- Рейхе – этюды
- С. Васильев – 24 мелодических этюда для тубы
- Marco Bordogni – 43 Bel Canto Studies
- Снегирев – этюды
- Скавера – этюды
- оркестровые трудности
Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио
- Записать одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз.
- Определить на слух:
а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.
- Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71-140.
Гармония
- Письменно гармонизовать однотональную мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов). Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 10, ч. II, первый период; П. Чайковский. «Детский альбом».
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы училища.