История фестиваля 2001–2010

«Международная неделя консерватории» в 2010 г. отмечает свое десятилетие. Для музыкального фестиваля, действующего в пространстве академической музыки, это весьма солидный возраст, дающий право на подведение определенных итогов.

Первый международный форум был учрежден Санкт-Петербургской консерваторией в 2001 г., когда после масштабной реставрации вошла в строй ее основная концертная сцена — Малый зал им. А. К. Глазунова — и появилась идея творческой интеграции старейшей российской Консерватории в мировой музыкальный процесс. С тех пор фестиваль проходит ежегодно, притягивая на свою орбиту все большее количество творческих партнеров из высших школ музыки разных стран, расширяя территорию известности и влияния прославленных исполнительской и композиторской школ Санкт-Петербурга.

Главным героем фестивального проекта Консерватории, работающей на будущее российской музыкальной культуры и профессиональную карьеру своих питомцев, естественно, стал Музыкант. Разные ипостаси творческой личности, роль «школы» в ее становлении, востребованность музыкального искусства в нашей стране и за ее пределами, механизмы и способы продвижения молодых талантов — темы, ставшие основой фестивальной концепции. Широкий вектор различных по тематике концертных программ, научные конференции и образовательные семинары, открытые лекции, репетиции и мастер-классы, документальные и художественные выставки, презентации музыкальных инструментов и книжных изданий наполняют «Консерваторскую неделю», определяют многожанровую структуру проекта и создают объемный образ современного музыканта-профессионала.

В десятилетнее пространство цифр с «блуждающей» единицей вместились события разного масштаба и значимости для российской, петербургской и консерваторской музыкальной истории: смены федеральных министров, чиновников петербургского масштаба и руководителей Консерватории; неустанный труд профессоров и честолюбивые устремления нескольких поколений студентов; творческие свершения музыкантов разного уровня таланта и амбиций; подвижничество организаторов фестиваля и десять лет их неспокойной жизни с личностными приобретениями и потерями.

Сегодня «Международная неделя консерватории», как и в 2001 г., остается уникальным проектом, не имеющим аналогов в музыкальном мире. Форум говорит на 38 языках, пользуется известностью во многих странах, является лауреатом и победителем конкурсов «Лучший международный проект года» (2002, 2003) и входит в плеяду фестивалей-долгожителей, занимая прочное место среди более 270 фестивалей, проводящихся ежегодно в Санкт-Петербурге.

Ежегодно в октябре Консерваторский дом на Театральной площади становится территорией творческого общения, единым концертным подиумом и лекционной аудиторией для музыкантов разных поколений, различных национальных школ и художественных направлений. Сотни исполнителей, еще не известных публике, и всемирно прославленных педагогов и ученых приобщаются к особой творческой ауре Петербургской консерватории. Тысячи слушателей – профессионалов и меломанов – открывают новые имена и чувствуют свою причастность к всемирному сообществу живущих музыкой.

За время работы «Консерваторской недели» на фестивальной афише были представлены высшие школы музыки из России, государств постсоветского пространства, США, Канады, Японии, Китая, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Дании, Германии, Австрии, Венгрии, Польши, Финляндии, Израиля, Аргентины, Чили, Гватемалы и Панамы. История фестиваля — это более 400 событий: 148 различных по жанру и наполнению концертов, 26 открытых лекций, 123 мастер-класса, 6 научных конференций, 5 международных образовательных семинаров по концертному менеджменту, 4 композиторских конкурса на лучшие сочинения для различных инструментов и ансамблей, 10 выставок документов и материалов из фондов Научной музыкальной библиотеки Консерватории и различных музеев, 4 выставки фирм-изготовителей и 6 презентаций известных мировых брендов музыкальных инструментов, 5 выставок произведений начинающих и маститых петербургских художников, 5 презентаций книжных изданий по музыкальной тематике, более 70 мировых, российских и петербургских премьер сочинений современных композиторов. На сцены Консерватории и других концертных залов Санкт-Петербурга вышли более 4500 исполнителей: 40 оркестровых и 14 хоровых коллективов, 36 дирижеров, более 50 инструментальных ансамблей и более 240 солистов.

История и география проекта читаются по высшим школам музыки, представленным в концертных программах и научно-практических разделах «Международной недели». Их общее количество с оправданными повторениями Петербургской, Московской консерваторий и нескольких зарубежных школ составляет 158. Дескрипция фестиваля по годам выглядит следующим образом:

2001

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского Корсакова (Россия)
  • Школа искусств Бостонского университета (Бостон, США)
  • Брендайсский университет (Бостон, США)
  • Школа искусств (Волтхем, США)
  • Высшая школа музыки им. К. М. Вебера (Дрезден, Германия)
  • Академия музыки им. К. Липиньского (Вроцлав, Польша)
  • Высшая школа музыки Университета Саксион (Энсхеде, Нидерланды)
  • Университет Бирмингема (Великобритания)

2002

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского Корсакова (Россия)
  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Россия)
  • Королевский Северный музыкальный колледж (Манчестер, Великобритания)
  • Высшая школа музыки им. Роберта Шумана (Дюссельдорф, Германия)
  • Академия музыки им. Фредерика Шопена (Варшава, Польша)
  • Консерватория Пибоди Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США)
  • Консерватория Университета Оберлина (США)
  • Высшая школа музыки Каталонии (Барселона, Испания)

2003

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского Корсакова (Россия)
  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Россия)
  • Университет Калифорнии (Лос-Анджелес, США)
  • Университет Техаса (Остин, США)
  • Королевский Северный музыкальный колледж (Манчестер, Великобритания)
  • Высшая школа музыки и театра (Росток, Германия)
  • Академия музыки им. Фредерика Шопена (Варшава, Польша)
  • Академия музыки им. Г. и К. Бацевичей (Лодзь, Польша)
  • Академия им. музыки им. Игнацы Падеревского (Познань, Польша)
  • Датская королевская академия музыки (Копенгаген, Дания)
  • Академия музыки (Амстердам, Нидерланды)

2004

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского Корсакова (Россия)
  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Россия)
  • Уральская государственная консерватория (академия) им. М. П. Мусоргского
  • Красноярская государственная академия музыки и театра (Россия)
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий (Россия)
  • Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Россия)
  • Саратовская государственная консерватория им. Л. Собинова (Россия)
  • Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Россия)
  • Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского (Киев, Украина)
  • Харьковский государственный институт искусств им. И. П. Котляревского (Украина)
  • Тбилисская государственная консерватория им. В. Сараджишвили (Грузия)
  • Высшая школа музыки Манхэттена (Нью-Йорк, США)
  • Консерватория Оберлина (США)
  • Консерватория им. Никколо Паганини (Генуя, Италия)
  • Королевская академия музыки (Лондон, Великобритания)
  • Королевский Северный музыкальный колледж (Манчестер, Великобритания)
  • Академия музыки им. Игнацы Падеревского (Познань, Польша)
  • Ритмическая консерватория (Копенгаген, Дания)
  • Академия музыки им. Яна Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия)

2005

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
  • Московская государственная консерватория им. П. Чайковского (Россия)
  • Российская академия музыки им. Гнесиных (Москва, Россия)
  • Высшая национальная консерватория Парижа (Франция)
  • Высшая школа музыки и драмы Гилдхолл (Лондон, Великобритания)
  • Академия музыки им. Игнацы Падеревского (Познань, Польша)
  • Высшая школа музыки им. К. М. Вебера (Дрезден, Германия)
  • Высшая школа музыки Университета Саксион (Энсхеде, Нидерланды)
  • Королевская академия музыки (Орхус, Дания)
  • Консерватория Пибоди Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США)
  • Школа музыки, драмы и танца (Цюрих, Швейцария)
  • Эстонская академия музыки (Таллинн, Эстония)

2006

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Россия)
  • Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Россия)
  • Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова (Россия)
  • Казанская государственная консерватория им. Назиба Жиганова (Татарстан, Россия)
  • Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского (Киев, Украина)
  • Музыкальный институт Кертиса (Филадельфия, США)
  • Джульярдская школа (Нью-Йорк, США)
  • Королевская академия музыки (Лондон, Великобритания)
  • Колледж Фитцуильям Кембриджского университета (Великобритания)
  • Высшая национальная консерватория Парижа (Франция)
  • Высшая школа музыки Кельна (Германия)
  • Высшая школа музыки им. К. М. Вебера (Дрезден, Германия)
  • Консерватория Частного университета (Вена, Австрия)
  • Академия музыки им. Фредерика Шопена (Варшава, Польша)
  • Высшая школа музыки Каталонии (Барселона, Испания)
  • Консерватория Панамы (Республика Панама)

2007

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Россия)
  • Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (Россия)
  • Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова (Россия)
  • Астраханская государственная консерватория (Россия)
  • Казанская государственная консерватория им. Назиба Жиганова (Россия)
  • Бакинская музыкальная Академия (Азербайджан)
  • Эстонская академия музыки и театра (Таллинн, Эстония)
  • Университет Калифорнии (Лос-Анджелес, США)
  • Университет Западного Мичигана (Каламазу, США)
  • Университет Западного Онтарио (Лондон, Канада)
  • Школа музыки Тохо Гакуен (Токио, Япония)
  • Королевская Шотландская академия музыки и драмы (Глазго, Велкобритания)
  • Высшая национальная консерватория Парижа (Франция)
  • Национальная Академия Санта Чечилия (Рим, Италия)
  • Консерватория Невшателя (Швейцария)
  • Высшая школа музыки Кельна (Германия)
  • Академия музыки им. Фредерика Шопена (Варшава, Польша)
  • Западно-Ютландская консерватория (Эсбьерг, Дания)
  • Академия музыки и танца Иерусалима (Израиль)

2008

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
  • Белорусская государственная академия музыки (Минск, Беларусь)
  • Университет Ховарда (Вашингтон, США)
  • Университет Болл Стейт (Манси, США)
  • Университет Миссури (Канзас Сити, США)
  • Университет Саскачевана (Саскатун, Канада)
  • Школа Глена Гульда Королевской консерватории (Торонто, Канада)
  • Университет Моцартеум (Зальцбург, Австрия)
  • Университет искусств Берлина (Германия)
  • Университет музыки и исполнительских искусств (Франкфурт, Германия)
  • Консерватория Утрехта (Нидерланды)
  • Консерватория Роттердама (Нидерланды)
  • Университет Эразмус (Брюссель, Бельгия)
  • Академия музыки им. Фредерика Шопена (Варшава, Польша)
  • Высшая школа музыки Королевы Софии (Мадрид, Испания)
  • Консерватория Л. Рефиче (Фрозиноне, Италия)
  • Академия музыки и танца Иерусалима (Израиль)
  • Университет Мэйор (Сантьяго, Чили)
  • Консерватория Панамы (Республика Панама)
  • Национальная консерватория Гватемалы им. Г. Алькантара (Гватемала)
  • Высший институт искусств театра «Колон» (Буэнос Айрес, Аргентина)

2009

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
  • Казанская государственная консерватория им. Назиба. Жиганова (Татарстан, Россия)
  • Ереванская государственная консерватория им. Комитаса (Армения)
  • Джульярдская школа (Нью-Йорк, США)
  • Университет Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США)
  • Консерватория Пибоди Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США)
  • Университет Западного Мичигана (Каламазу, США)
  • Консерватория Тяньцзиня (Китайская Народная Республика)
  • Королевский музыкальный колледж (Лондон, Великобритания)
  • Международная музыкальная академия (Милан, Италия)
  • Высшая школа музыки Королевы Софии (Мадрид, Испания)
  • Датская королевская академия музыки (Копенгаген, Дания)
  • Академия музыки им. Карла Нильсена (Оденсе, Дания)
  • Консерватория Люксембурга (Герцогство Люксембург)
  • Высшая школа музыки и театра (Гамбург, Германия)
  • Университет музыки и исполнительских искусств (Штутгарт, Германия)
  • Высшая школа музыки Вюрцбурга (Германия)
  • Академия музыки им. Ференца Листа (Будапешт, Венгрия)
  • Академия музыки им. Станислава Монюшко (Гданьск, Польша)
  • Академия музыки и танца Иерусалима (Израиль)

2010

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова (Россия)
  • Высшая школа музыки Истмен (Рочестер, США)
  • Консерватория Пибоди Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США)
  • Государственный университет Морган (Балтимор, США)
  • Университет Западного Мичигана (Каламазу, США)
  • Школа музыки Тохо Гакуен (Токио, Япония )
  • Международный Университет г. Кагосима (Япония )
  • Группа образовательных институтов Дохо (Нагоя, Япония)
  • Королевская консерватория (Гаага, Нидерланды)
  • Высшая Национальная Консерватория музыки и танца (Париж, Франция)
  • Высшая Национальная Консерватория музыки и танца (Лион, Франция)
  • Региональная консерватория Бордо (Бордо, Франция)
  • Консерватория Сан-Пьетро-а-Маджелла (Неаполь, Италия)
  • Высшая школа музыки и театра (Гамбург, Германия)
  • Государственный университет музыки и театрального искусства (Мангейм, Германия)
  • Университет искусств Folkwang (Ессен, Германия)
  • Университет музыки им. Ф.Шопена (Варшава, Польша)
  • Академия музыки им. Ф.Листа (Будапешт, Венгрия)
  • Академия музыки им. Я.Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия)
  • Университет прикладных наук (Миккели, Финляндия)
  • Южно-Датская Академия музыки и театра (Эсбьерг, Дания)
  • Израильская Академия музыки им. Самюэля Рубина (Тель-Авив, Израиль)

Когда все говорят о кризисе и коммерциализации классического музыкального искусства, когда большая часть российских слушателей находится под воздействием массовой поп-культуры, а молодежная аудитория отторгает привычный концертный ритуал, Петербургская консерватория целенаправленно проводит «Международную неделю», приглашая к участию не только мега-звезд, гарантированно собирающих залы, но и молодых исполнителей, и профессоров из зарубежных школ. Они встречаются с петербургскими коллегами, общаются на едином языке музыки, выходят на консерваторскую сцену, участвуют в мастер-классах, приобретают друзей и будущих партнеров, а затем увозят с собой новый музыкантский опыт и желание вернуться в Санкт-Петербург. Наиболее настойчивые и успешные возвращаются, но уже в новом качестве: студенты — лауреатами престижных международных конкурсов, профессора — с новыми карьерными позициями, часто в других консерваториях и университетах, с новыми учениками, сочинениями, книгами. Для петербургских молодых музыкантов и их наставников каждый фестиваль — знакомство с новейшими достижениями национальных школ в композиции, исполнительстве, методике преподавания, исторических исследованиях, концертном менеджменте. Это и взаимообогащающий обмен творческим опытом, и особая атмосфера, втягивающая в свою бодрящую круговерть практически всех консерваторцев и верную фестивальную публику, которую привлекают сбалансированность традиционности и новаторства в концертных программах, толерантных к разным жанрам и стилевым направлениям — от старинной музыки до джаза и кроссовера.

«Международная неделя» продолжает свое развитие, генерирует новые креативные идеи, но сохраняет при этом структурные константы (концертный и научно-практический разделы), названия концертных программ («Трансатлантический диалог», «Органные академии», «Джаз на Театральной»), создает новые и возрождает давние консерваторские традиции.

Одна из первых традиций фестиваля — особые посвящения, которыми он каждый год отмечает вехи музыкальной истории России и ее культурной столицы. Форум 2001 г. был приурочен к открытию после реставрации консерваторского Малого зала; в 2002 г. «Международная неделя» праздновала 140-летие со дня основания старейшей российской Консерватории; фестиваль 2003 г. стал музыкальным подарком к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга; в 2004 г. основной фестивальной темой был 200-летний юбилей М. И. Глинки; форум 2005 г. отметил 140-летие со дня рождения А. К. Глазунова; фестиваль 2006 г. стал музыкальным приношением к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича; седьмой фестиваль, посвященный 145-летию Санкт-Петербургской консерватории, отметил также 125-летие со дня рождения И. Ф. Стравинского; восьмая «Международная неделя» была посвящена выдающимся русским композиторам — Н. А. Римскому-Корсакову и С. В. Рахманинову; центральной темой девятого фестиваля стало представление музыкальной общественности нового концертного органа Консерватории; десятый фестиваль в Год России — Франции — 2010 посвятит свою работу российско-французским музыкальным связям.

Добрая традиция «Международной недели» — сотрудничество с иностранными дипломатическими миссиями, работающими на территории России. Посольства, генеральные консульства и зарубежные институты культуры не только оказывают посильную поддержку Консерватории в качестве членов Попечительского совета международного форума, их представители выходят на консерваторскую сцену с преамбулами к концертным программам, рассказывают о музыкальной культуре своих стран, высших школах музыки и исполнителях, подчеркивая своим участием высокий международный статус фестиваля.

Традиционно главным Попечителем «Консерваторской недели» является Комитет по культуре Санкт-Петербурга, принявший в 2006 г.проект под свою финансовую опеку.

«Международная неделя» вернула в Санкт-Петербургскую консерваторию традицию вручения дипломов Почетного профессора ведущим деятелям музыкального искусства: в рамках фестиваля героями торжественных церемоний стали Юрий Темирканов (2003), Родион Щедрин (2005), Саулюс Сондецкис (2006), Кшиштоф Пендерецкий (2007). Творческие деяния этих музыкантов — вдохновенный пример для российских и зарубежных молодых людей, избравших музыку своим профессиональным поприщем.

В летописи фестиваля — сотни публикаций в российской и зарубежной прессе, радио и телевизионные сюжеты, видеофильмы, километры пленок с видеозаписями прошедших форумов, альбомы CD с лучшими концертными выступлениями, разлетевшиеся по городам и странам памятные сувениры, сотни фотодокументов и писем от участников «Консерваторской недели» с благодарностями за незабываемые впечатления и пожеланиями дальнейших успехов и процветания.

Организаторы «Международной недели консерватории» стараются реализовать эти пожелания и сделать все, чтобы фестиваль оставался ярким и по-студенчески живым праздником, вторгающимся в осеннюю жизнь Санкт-Петербурга музыкой и красками всего мира, и по-прежнему привлекал внимание и любовь тысяч почитателей музыкального искусства.

Лидия Волчек