25 мая в 19 часов в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории состоится концерт, в котором прозвучат опусы русских композиторов, отражающие тему событий войны и победы на протяжении многовековой истории России. В исполнении хора и оркестра студентов, а также оркестра Театра оперы и балета консерватории под управлением народного артиста России Сергея Стадлера прозвучат произведения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича.
Идея концерта – привлечь внимание публики к звукописи XIX-XX веков, запечатлевшей военные события разных лет. Показать единство России в борьбе с врагом, начиная с важнейших страниц истории давно минувших дней, до трагедии Великой Отечественной войны. Идея концерта чрезвычайно актуальна в контексте празднования 65-летия Великой Победы.
Автор идеи концерта Виктор Высоцкий тщательно выстроил драматургию программы, обратившись к ярчайшим страницам творчества русских композиторов. Это подвиг Сусанина в «Жизни за царя» Глинки. Величественная эпопея, посвященная патриотизму народа Руси, в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, где композитор достиг небывалой высоты музыкально-симфонического обобщения темы. Знаменитый симфонический антракт «Сеча при Керженце» – образец русской программной музыки, где с потрясающим реализмом обрисована схватка татар с русскими. Это «Мазепа» Чайковского с симфоническим антрактом «Полтавский бой» – батальная картина, живописующая битву русских со шведами, торжество победы и триумфальное шествие русских войск.
Глубокий интерес к историческим событиям прошлого проявляли в своем творчестве Прокофьев и Шостакович. У всех на слуху гениальная музыка кантаты «Александр Невский» Прокофьева, произведения написанного в эпоху разгула фашизма в Западной Европе. «Ледовое побоище» – центральная часть кантаты, погружающая слушателей в мир проносящихся контрастных кадров. В этой «кинематографической» динамике заключена уникальная особенность произведения мастера. В «Александре Невском» чрезвычайно убедительно утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.
Седьмая симфония Шостаковича сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Интересным сюрпризом для публики станет исполнение «опального» Гимна РСФСР Шостаковича, написанного композитором к конкурсу, объявленному правительством, но не утвержденному.
Яркая, зримая музыка, живописующая ключевые события российской истории, звучание хора и двух оркестров под управлением всемирно известного музыканта, н.а. России, ректора Санкт-Петербургской консерватории Сергея Стадлера, удивительной красоты голос восходящей оперной звезды, выпускницы консерватории Олеси Петровой – все это, безусловно, сделает концерт одним из интереснейших культурных событий жизни Петербурга.
*Практически все русские композиторы на протяжении своей творческой биографии обращались к военной теме. Более того, многие из них имели непосредственное отношение к армии. Так, в числе «великолепной пятерки» («Могучая кучка»), совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое композиторов были офицерами.
Николай Андреевич Римский-Корсаков по окончании Петербургского морского корпуса совершил трехгодичное кругосветное плавание на фрегате «Алмаз». Именно ему наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба России – одна из ведущих в мире. С 1873 по 1884 г. Н.А. Римский-Корсаков являлся Инспектором военно-музыкантских хоров морского ведомства. Он принципиально изменил саму природу и служебную деятельность военных оркестров.
В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России Модест Петрович Мусоргский. Его музыкальный талант, проявившийся уже в 6-летнем возрасте, расцвел в годы обучения в школе прапорщиков.
Цезарь Кюи, окончив инженерное училище, через четыре года был произведён в офицеры. В 1857 году завершил образование в Николаевской инженерной академии. Оставленный при ней репетитором топографии, потом преподавателем фортификации, он в 1878 году, после блестящей работы о русских и турецких укреплениях, в дальнейшем был назначен профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: генерального, инженерной и артиллерийской.