Паломническая поездка на монашеский остров Коневец

Коневецкий Рождество-Богородичный монастырь – одна из древнейших монашеских обителей русского Севера. История существования его насчитывает более 600 лет. Этот монастырь знал и времена расцвета, и времена жестокого разорения от иноплеменных, и тяжкое безвременье запустения и разрухи в годы советской власти. Только 1991 году начался процесс восстановления обители, продолжающийся и по сей день.

11 и 12 июля 2009 года, по приглашению игумена монастыря отца Александра, педагогам и выпускникам Санкт-Петербургской консерватории довелось посетить этот необыкновенный красивейший остров на Ладоге. Ансамблю выпускников и педагогов кафедры древнерусского певческого искусства была оказана высочайшая честь – петь за богослужениями, чередуясь с монашеским мужским клиросом. В состав консерваторского ансамбля вошли: Плетнёва Екатерина Васильевна – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры, Мосягина Наталья Викторовна – преподаватель кафедры, художественный руководитель ансамбля древнерусского певческого искусства «Ключ разумения», регент храма Рождества Богородицы при СПбГК, Швец Татьяна Викторовна – преподаватель кафедры, художественный руководитель ансамбля древнерусской музыки СПбГК «Знамение», Шумакова Татьяна Владимировна – выпускница кафедры 2007 года, педагог знаменного пения, регент в общеобразовательной православной школе имени препп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Морева Ася Наталиевна – выпускница кафедры 2006, регент храма св. равноапп. Марии Магдалины при Детской городской больнице № 2 (на Васильевском острове), Николаева Алёна Александровна – выпускница кафедры 2009 года, певчая храма Рождества Богородицы при СПбГК.

Ансамбль кафедры, представляя песнопения из древнерусских певческих рукописей XVI- XVII веков, исполнял их по аутентичной невменной записи. Эта особенность - интерпретация древнерусских роспевов не по переводам (пятилинейная нотация), а по воспроизведению подлинной записи – придало особое качество его пению. Гибкость звучания, точность и тонкость интонирования, выразительное произнесение каждого слова гимнографического текста, полное слияние голосов характеризуют манеру пения этого коллектива.

Так уж совпало, что 11 июля Коневец посетил Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который провел богослужение Праздничной Утрени. За Патриаршим богослужением ансамбль кафедры исполнял следующие песнопения (как одноголосные, так и многоголосные):

  • Великая ектения. Строчное моногоголосие.
  • Катавасии 4 гласа и малые ектении на каноне, знаменный роспев:
    По 3 песни «Твоя песнословцы Богородице», по 6 песни «Божественное сие и всечестное совершающее празднество», по 8 песни «Отроки благочестивыя в пещи», по 9 песни «Всяк земнородный да взыграется духом просвещаем».

  • Сугубая и просительная ектении. Строчное многоголосие.

Кроме того, на богослужении Великой Вечерни и Литургии св. Иоанна Златоуста ансамбль пел, чередуясь с клирошанами монастыря. Ими были исполнены:

Великая Вечерня:

  • «Блажен муж». Кафизма 1. Знаменный роспев.
  • Догматик 4 гласа «Иже тебе ради». Знаменный роспев.
  • «Господь воцарися в лепоту». Великий прокимен. Знаменный роспев. (Исполняли антифонно с мужским клиросом).
  • Просительная ектения. Строчное моногоголосие.
  • «Буди имя Господне». Знаменный роспев. (Исполняли антифонно с мужским клиросом).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

  • «Благослови душе моя Господа». 1 изобразительный антифон. Знаменный роспев.
  • «И ныне…Единородный сыне». Строчное многоголосие.
  • Малая ектения. Строчное многоголосие.
  • Просительная ектения. Знаменный роспев.
  • «Отца и сына». Знаменный роспев.
  • «Милость мира». Знаменный роспев.
  • Просительная ектения. Строчное многоголосие.
  • «Един свят». Строчное многоголосие.
  • «Хвалите Господа с небес», «Во всю землю изыде вещание их». Причастные стихи. Знаменный роспев.
  • «Да исполнятся уста наша». Знаменное многоголосие.
  • «Буди имя Господне». Знаменный роспев. (Исполняли антифонно с мужским клиросом).

Паломники, братия, игумен, регент монастырского клироса – были восхищены высоким профессионализмом наших певчих, глубоким литургическим проникновением в смысл текста, красотой и полнотой музыкального осмысления песнопений. Произошло небывалое: женскому клиросу было позволено петь в мужском монастыре при Патриаршем богослужении! Но еще более невероятным оказалось то, что игумен о. Александр пригласил наш ансамбль петь в особо важный для Коневецкого монастыря день, престольный праздник - праздник Рождества Богородицы.

Остров Коневец встретил нас прекрасной погодой, в солнечных лучах блистали кресты, венчающие голубые купола собора Рождества Богородицы. Прекрасный гид из паломнической службы, Татьяна, посвятив нам несколько часов, показала святыни монастыря, рассказала о его истории, обошла с нами все часовни - Успения Божией Матери, Явления Божией Матери на Святой горе, Часовню преп. Арсения Коневского на Конь-камне. По преданию, этот огромный камень служил местом языческих жертвоприношений, а преподобный Арсений навсегда изгнал бесов, обитавших под этим камнем. Нам удалось поклониться мощам преподобного, Коневской иконе Божией Матери, попросить у них помощи в нелегком, но радостном деле возрождения древнерусского церковно-певческого искусства.