ХАРЬКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВИЧ

Кафедра: истории русской музыки

Занимаемая должность: старший преподаватель

Ученое звание: нет

Ученая степень: нет

Почетное звание: нет

Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1990, музыковедение; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1990 году

Повышение квалификации: Курсы Baltic Media Centre (Дания), Advanced Radio Journalism (1994)

Общий трудовой стаж с 1982 года

Педагогический стаж работы вузе с 2003 года

Преподаваемые дисциплины: музыкальная критика и журналистика, основы редактирования (лекционные курсы), редакторская практика (индивидуальные занятия)

Основная область композиторских интересов — академическая электронная музыка (сочинения исполнялись на петербургских фестивалях «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути», «Время музыки: fin de siècle», на фестивале электронной музыки Института Pro Arte).
Основные электронные сочинения

  • …Es ist wie Gras, электронная композиция по покаянному стиху русских староверов из штата Орегон, США в записи Е.Н.Разумовской (2013).
  • АРТИСЦИЗМ. Вариативные музыкальные наросты (2011).
  • Глиняная песенка (2010).
  • Нестройные хоры: флейты, соловьи, люди (2006–8).
  • Змея Камлана (2007).
  • Счёт Ниобеи (2007).
  • Anabasis (2007).

- с начала 1990-х годов по сей день — автор и ведущий музыкальных, художественно-публицистических программ творческого объединения Авторский канал «Невский проспект» (ТРК «Санкт-Петербург – 5 канал») и «Радио России – Санкт-Петербург» (ГТРК «Санкт-Петербург»);
Музыкальные циклы, созданные на Радио России:
- «100 лет симфонии» (10 передач о симфонических шедеврах ХХ века: Малер, Прокофьев, Барток, Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Лютославский, Канчели, Равель, Пендерецкий),
- «Звучащая сфера» (по материалам Международной трибуны композиторов ЮНЕСКО в Париже, а также различных «экспериментальных» музыкальных направлений),
- «Час новой музыки» (по материалам Международной трибуны электроакустической музыки ЮНЕСКО в Амстердаме 1996),
- «Мемуары филармонической крысы» (игровая передача, 10 программ-загадок о композиторах прошлого; в роли Филармонической Крысы — актриса Лиана Жвания),
- «Как во городе» (Россия через призму фольклора; при участии фольклористов Михаила Лобанова и Александра Ромодина),
- «Песни советского века» (идеология и эстетика жанра советской массовой песни),
- «Музыкальная пушкиниана» (к 200-летию поэта: оперы по пушкинским маленьким трагедиям, «Мавра» Стравинского, романсы Шостаковича и Свиридова),
- «Между строк» (музыка и поэзия А.Блока, А.Пушкина, Г.Гейне…),
- «Музыкальная пирамида» (даты текущего месяца),
- «Музыка в тесном кругу» (беседы о камерной музыке),
- «Всего два века» (беседы о старинной музыке).
- в настоящее время — ведущий еженедельной авторской музыкальной программы «Звучащая сфера», музыкальных программ «Маленький концерт», художественно-публицистической программы «Ветер в окно» («Радио России – Санкт-Петербург»),
- концерты электронной музыки и мультимедиа в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» (организатор и ведущий с 2005 года по сей день),
- цикл встреч-представлений для гимназистов и школьников «В гримерке Шаляпина» в рамках проекта Мариинского театра (Новая сцена, зал им. Р. Щедрина) «Игры в бисер: внутри музыки и за ее пределами».
Член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского союза журналистов

Педагогическая деятельность:

Факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета
— Учебные курсы в магистратуре по музыкальной критике:
2014 и 2015 осень — «Европейская музыка XVIII-XIX веков: форма, жанр, стиль» для магистрантов 1-го года обучения;
2015 весна — «Музыка ХХ века: текст, техника, автор» для магистрантов 2-го года обучения;
2014 весна — «Музыка и современные СМИ» для магистрантов 2-го года обучения;
2014 весна — «Основы аудиодизайна» для магистрантов 1-го года обучения;
2013 осень — «Научно-производственная практика. Архивно-библиографическая практика» для магистрантов 1-го года;
— Спецкурсы для студентов и магистрантов Факультета свободных искусств и наук СПбГУ (2005–2011):
- «Музыка и современные СМИ»,
- «Музыкальная радиожурналистика: от проекта до продукта»,
- «Язык радио: звук, документ, реальность, иллюзия, искусство»,
- «О чем и как говорит радио? Творческий анализ радиопередачи как аудиопроизведения: методология и практика»,
- «Музыкальная журналистика: печать и электронные СМИ»,
- «Музыка в системе СМИ»;
- научное руководство дипломными работами в СПбГК,
- рецензирование дипломных работ в СПбГК и магистерских работ в СПбГУ,
Институт Pro Arte Петербургского фонда культуры и искусства, лекционные спецкурсы (2001 – 2003 годов):
- «Звучащая физика Яниса Ксенакиса» (совместно с архитектором А.Ярмоленко),
- «Векторы музыки 90-х. По материалам композиторских конкурсов ЮНЕСКО»,
- «Радио как искусство» (совместно с журналистом Л.Дубшаном).

Научная деятельность:

- написание книг, статей;
- редактирование книг:
Векслер Ю.С. Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии. 2009. 1136 с.
Королев А.А. Бесплатные программы для музыканта. 2008. 144 стр.
Васютинская Е.А. Н. К. Метнер. Личность, взгляды, стиль. Исполнение музыки Метнера: аналитические этюды. СПб., 2014.
Хорева Н., Шпагина А. Владимир Соколов. Музыка. Кино. Педагогика. СПб., 2014.
Хаздан Е.В. Иное скажется, иное промолчится: София Левковская (1965–2011) . СПб., 2014.
- выступления на конференциях с докладами;
- редактирование статей для научного журнала Санкт-Петербургской консерватории «Opera musicologica».

Список основных работ

Книги:

1. Игорь Воробьев: Неторопливые беседы. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2015. 68 с.
2. Странные годы: О 1970-х — 1980-х в СССР. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013. 56 с.
Учебные пособия
3. Радиожурналистика. Учебное пособие по курсу «Музыкальная критика и журналистика». СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2013. 108 с.
4. Дядя Саша [псевдоним]. Чайник на синтезаторе, или Игры с песенкой, а также Как не напугать ребенка музыкой, а еще ........... (впишите сами). СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 108 с.
Статьи:
5. Серия статей для Государственного Академического Большого театра России:
Смех и слезы, ужас и свет: О музыке «Риголетто» // Джузеппе Верди. Риголетто. Опера в трех действиях. Новая сцена. Премьера 14 декабря 2014 : [буклет] М.: ГАБТ России, 2014. С. 41–47.
Симфония в оперной шкуре: О музыке «Пиковой дамы» Чайковского // Петр Чайковский. Пиковая дама. Опера в 3 действиях, 7 картинах. Историческая сцена. Премьера 27 февраля 2015 года : [буклет] М.: ГАБТ России, 2015. С. 57–67.
Ветерочек: О музыке «Свадьбы Фигаро» // Вольфганг Амадей Моцарт. Свадьба Фигаро. Новая сцена. Премьера 25 апреля 2015 года : [буклет] М.: ГАБТ России, 2015. С. 27–34.
Богиня наоборот: Как сделать «Кармен»? // Жорж Бизе. Кармен. Опера в 4 действиях. Историческая сцена. Премьера 15 июля 2015 года :
[буклет]. М.: ГАБТ России, 2015. С. 41–48.
6. Авторская колонка на сайте издательства «Композитор • Санкт-Петербург» www.compozitor.spb.ru («Мама, здесь 3D!», «Оградите ребенка...», «На пере косяк», «Мемуары: клоунада на полном серьезе. О секрете популярности мемуарной литературы», «Машина смысла жизни, или Зачем мы ведем блоги?», «Ни о чем не спрашивай». Памяти композитора Софии Левковской, «Шелси и «демон», «Человек в музыке. Евгений Нестеренко». «Изучение с целью, или Тайная канцелярщина», «Театр таланта», «Девушка с виолончелью», «Симбиоз»).
7. Странные годы (о 1970-х — 1980-х в СССР) // Opera musicologica. Научный журнал Санкт-Петербургской Консерватории. 2012. № 4 [14]. С. 117–143.
8. Музыка на радио: умение говорить о постороннем // Критика. Музыкознание. Современные аспекты: Статьи и материалы Международной научной конференции к XXXV-летию кафедры музыкальной критики. (10–12 ноября 2011 года). СПб.: Нестор-История, 2012. С. 365–375.
9. Шелси и «демон». // Мариинский театр. 2011. № 1-2. С. 17.
10. Принцип неопределенности в электронной музыке // Единая интонология. Академические тетради. Тринадцатый выпуск. М., 2009. С. 365–367.
11. «Худеем нехудеющих» или Как выдумать правду // Критика. Публицистика. Страницы истории. К XXX-летию кафедры музыкальной критики. Сборник статей. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2006. С. 76—84.
12. Бах как процесс. Мысли по поводу Седьмых Баховских чтений // Musicus. Вестник № 3 Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Апрель-май-июнь 2005. С. 42–46.
13. Спокойно СМИ. Сеанс музыкальной футурологии с полным ее разоблачением // Скрипичный ключ. 2002. № 8. С. 40–43.
14. Колесо на перекрестке. Формальные идеи Яниса Ксенакиса на рубеже XXI века // Звезда. 2001. № 9. С. 227–231.
15. Число — звук — пространство // АудиоМагазин (ISSN 1029-2233). 2000. № 3. С.143-144.
16. Стохастические перекрестки Яниса Ксенакиса // Советская музыка. 1991. № 7. С. 36-40.
Лекции и доклады:
17. «Электронная музыка: точки творчества». Лекция для участников XIII Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2014» (05.12.2014, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена).
18. Шкала, скольжение, тишина… Микротоновая “химия” и “алхимия“ в музыке современных петербургских композиторов // Международная научная конференция «Мир звука: микротоновые инновации». Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова. 6–7 октября 2012 года.
19. Лекция «Чем звучит электронная музыка? Прослушивание электронных пьес. Размышления автора». Российский институт истории искусств. Исследовательский семинар «Среды в РИИИ». Цикл «Творчество: модели, подходы, мнения», 27 февраля 2008.