Кафедра: истории русской музыки
Занимаемая должность: доцент, заведующая Кабинетом истории национальных музыкальных
культур
Ученое звание: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Почетное звание: нет
Другие достижения: Знак «За достижения в культуре» (1999), Почетная грамота Центрального Комитета профсоюза работников культуры
Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1971, музыковедение; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1975 году
Сведения о диссертациях: Шота Руставели и музыка (1980)
Общий трудовой стаж с 1965 года
Педагогический стаж работы вузе с 1975 года
Преподаваемые дисциплины: история национальных музыкальных школ, музыкальные культуры христианских конфессий
С отличием окончила Ленинградское Музыкально-педагогическое училище в 1965 году Педагоги: по фортепиано – Ю.М. Кискачи, по дирижированию – Л.Б. Раковицкий.
С 1966 по 1971 годы обучалась в Ленинградской консерватории на теоретико-композиторском факультете. Ведущие педагоги: П.А. Вульфиус, В.Н. Александрова, А.Л. Островский, С.Л.Гинзбург, Ф.А.Рубцов, Г.Г. Тигранов, А.Н. Дмитриев, Г.Г. Белов, А.И. Климовицкий, Э.А. Элинсон и другие. Дипломная работа написана под руководством проф.С.Л. Гинзбурга. Присвоена квалификация: музыковед, преподаватель исторических и теоретических дисциплин. В 1972 году поступила в аспирантуру Ленинградской консерватории, которую с отличием закончила в 1975 г. В 1980 году защитила диссертацию «Шота Руставели и музыка», научный руководитель - профессор С.Л. Гинзбург.
В настоящее время читает курс Истории национальных музыкальных школ студентам композиторского и музыковедческого факультетов СПБГК, а также курс «Музыкальные культуры христианских конфессий». Периодически читались такие исторические курсы, как История отечественной музыки ХХ века, История русской оперы ХХ века. Проводились семинары: Музыка провинций России, Музыкальное краеведение, Современная музыка.
Награждена Почетной грамотой Центрального Комитета профсоюза работников культуры (возглавляла сектор соцстраха в течение 10 лет в МК СПбГК) за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, активную общественную работу и в связи с 125-летием Консерватории в 1987 году.
Осуществляет постоянную научную и научно-методическую деятельность: публикация статей в сборниках, журналах (Musicus). Опубликовано более 50 работ, среди них:
• Музыка в поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре»// Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. М., 1972;
• С. Танеев и З. Палиашвили. Некоторые параллели в концепционном и музыкально — драматургическом решении опер «Орестея» и «Абесалом и Этери».// Пути интернационализации музыкальной культуры. Русско-грузинские музыкальные связи. Тбилиси,1984;
• Вопросы изучения музыкально-исторических взаимосвязей в работах С.Л. Гинзбурга. // Исторические взаимосвязи музыкальных культур. Сборник научных трудов. СПб,1992;
• Язеп Витол как хранитель традиций Беляевского кружка (А. Лядов — Я. Витол) // Петербургские страницы русской музыкальной культуры. СПб, 2001;
• И.Ф. Стравинский и М.К.Чюрленис Параллели творческих судеб. Здесь же; Проблемы и перспективы изучения истории музыкальных культур стран СНГ и ближнего зарубежья. Здесь же;Портреты и судьбы Музыкально-исторический очерк. СПб, 2003;
• Комментарии к письмам Арама Хачатуряна в петербургских архивах 30-40 гг.// Арам Хачатурян и музыка ХХ века. Ереван, 2003;
• Язеп Витол — ученик Н.А. Римского-Корсакова (по материалам ОР СПбГК) // Памяти Михаила Кесаревича Михайлова. СПб, 2005;
• Новая жизнь одного напева. М.И. Глинка — А.А. Давиденко. // М.И. Глинка К 200-летию со дня рождения Том 1, М., 2006;
• Верность традиции. // Георгий Григорьевич Тигранов. СПб, 2008;
• Стравинские в Ораниенбауме. История и современность. // Ораниенбаум. Страницы истории. СПб, 2008;
• Встречи на лядовских путях. // Непознанный А.К. Лядов. Челябинск, 2009;
• Щедрость таланта. К 100-летию со дня рождения Эллы Абрамовны Элинсон / Musiсus, 2010, №5;
• Воспоминания о притягательной личности и удивительном музыканте. СПб, 2011; Музыка и музыканты Армении в Санкт-Петербургской консерватории // Петербург и национальные музыкальные культуры. Материалы международного научного симпозиума. Вып. 2. СПб, 2011.
• Гаврилин о Свиридове (размышления, аналогии, творческие параллели) // Гаврилинские чтения. Сб. статей. СПб, 2011.Учебно-методические пособия: История музыкальной культуры Грузии (от древнейших времен до второй четверти ХХ века). СПб, 2005;
• Традиции русской музыки и становление национальных композиторских школ во второй половине Х1Х — начале ХХ столетий. СПб, 2006 и другие публикации.
Являлась составителем (и автором статей) 2-х сборников научных трудов.
Постоянно выступает с докладами на внутривузовских, межвузовских, международных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах в С.-Петербурге, Вологде, Тбилиси, Ереване, Баку, Риге, Мюнхене и других городах. Опубликованы доклады и тезисы выступлений, в том числе: «Мифопоэтический универсум М.К. Чюрлениса». СПб.2012, РИИИ; «Константы и параллели двух героико-патриотических опер как проявление диалога музыкальных культур», СПб,.2014, РИИИ; «Из опыта трактовки слухо-зрительных синестезий в ранних симфонических сочинениях А. Глазунова и М. Чюрлениса». СПб, 2014, РИИИ.
Периодически осуществляет рецензирование студенческих дипломов, квалификационных студенческих работ; написаны отзывы на авторефераты кандидатских и докторских диссертаций Ф. Челеби «Морфология дастгяха», СПб, 2009; Л. Пыльневой «Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии», Новосибирск, 2013) и другие. Была научным руководителем двух кандидатских диссертаций. Аспирант И. Григорьева защитила (1995) диссертацию «Музыкальная культура ингерманландских финнов второй половины ХIХ и ХХ столетий», осуществлялось руководство двумя дипломами, успешно защищенными.
Важное место в различных формах деятельности получили темы: Вопросы изучения специфики и типологии музыкальных культур; Отечественная музыкальная культура в ее исторических взаимосвязях с другими культурами; Изучение процессов взаимовлияния и взаимообогащения культур.
Осуществляет руководство подготовкой и проведением ежегодных (как правило два-три раза в год) научно-творческих студенческих (внутривузовских, городских) заседаний: разработка программ, руководство студенческими докладами и сообщениями, чтение вступительных слов. Подобные студенческие конференции проводились как на базе С-Петербургской консерватории, так и в других учреждениях города: Госуд. Институт-музей семьи Рерихов, Госуд. учреждение Дом национальностей.
Была членом оргкомитета фестиваля на родине И. Стравинского (на базе ДШИ г. Ломоносова – Ораниенбаума). Явилась инициатором и организатором проведения нескольких концертов в зале им. А. Глазунова СПБГК (встреча с Нар. артистом А.Д. Мачавариани, Концертов, посвященных музыкальным культурам Армении, Украины, Литвы, концерт памяти Э. А. Элинсон к 100-летию со дня ее рождения с участием Нар арт. Е. Образцовой).