БАНЩИКОВ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ


Кафедра: специальной композиции и импровизации

Занимаемая должность: профессор

Ученое звание: профессор

Ученая степень: нет

Почетное звание: заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1991)

Другие достижения: Орден Дружбы (2004)

Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1966, композиция; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1969 году

Общий трудовой стаж с 1973 года

Педагогический стаж работы ВУЗе с 1974 года

Преподаваемые дисциплины: сочинение.

Учился в Московской консерватории по классу композиции Сергея Баласаняна, затем ― в Ленинградской консерватории у Бориса Арапова, под руководством которого также проходил аспирантуру в 1966―1969. В 1967 году Банщиков был принят в Союз композиторов СССР. С 1974 он преподаёт в Ленинградской консерватории.

Творческий путь Г. Банщикова начинался в 1960-е годы. Уже тогда, в годы обучения в консерватории и в аспирантуре Банщиков написал целый ряд ярких и зрелых сочинений. Его композиторский стиль формировался на пересечении тенденций, идущих от русской классической школы в преломлении Шостаковича, и сильного влияния позднего австро-немецкого романтизма и нововенской школы.. Немаловажное влияние на его творчество оказала музыка Рихарда Штрауса. Своё отношение к этому композитору Банщиков выразил в посвящении памяти Р. Штрауса своей оперы «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а также посвящением концерта для камерного оркестра "Телефонная книга" и цитатой в Трио-сонате. Стиль Банщикова сочетает техническое мастерство, профессионализм, академическую сдержанность, характерные для ленинградской-петербургской композиторской школы, с импульсивностью и эмоциональным накалом. Не отказываясь от современных приёмов композиции, Банщиков, тем не менее, не допускает излишней модернизации своего музыкального языка. Такие сочинения, как опера-пародия «Любовь и Силин» по Козьме Пруткову, «Опера о том...» по Н. Гоголю, «Горе от ума» по А. Грибоедову и др., выявляют присущие композитору чувство юмора, остроумие, иронию. Банщиков обладает своей ярко выраженной композиторской индивидуальностью. В его творчестве заметно преобладание трагически окрашенных эмоций, особая напряженность интонационной и ритмической сферы, жесткость гармонического строя, но при этом его музыке свойственна особая лиричность и камерность высказывания. Это всегда высказывание от первого лица, выражение субъективного, почти всегда трагического мироощущения. Учебник "Законы функциональной инструментовки", в котором нашёл отражение многолетний опыт преподавательской и творческой деятельности композитора, выявляет общие закономерности, лежащие в основе классической инструментовки.

Основные сочинения

Оперы:

«Осталась легенда» (радио-опера для детей, 1967)
«Любовь и Силин» (1968)
«Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1971, редакция 1982)
«Смерть корнета Кляузова» (1976)
«Горе от ума» (1982)
«Любовник Мельпомены» («Маскарад времен Екатерины Великой») (2002)

Балеты:

«Вестрис» (1969)
«Хореографическая поэма» (1980)
«Оптимистическая трагедия» (1985)
«Дама пик» (1989)
«Шаман и Венера» (1993)

Кантаты:

«Зодчие» (1964, на стихи Д. Кедрина, для баса, мужского хора и оркестра)
«Памяти Гарсиа Лорки» (1965, редакция 1979, для смешанного хора и камерного оркестра)
«Пепел в ладонях» (1979, на стихи С. Вальехо, для сопрано и малого симф. оркестра)
«Петербургский ноктюрн» (1985, на стихи А. Блока, для меццо-сопрано с оркестром)
«Творцу» (1989, на стихи Ю. Балтрушайтиса, для хора a’cappella)
«Облака» (1995, на стихи И. Бродского, «концертная ария» для сопрано с оркестром)

Оркестровая музыка:

Четыре симфонии (1967, 1977, 1988, «Вечный огонь», 1985)
Концерт для фортепиано (1963, ред. 1978)
Концерт для трубы (1963)
Пять концертов для виолончели (1962, 1964, № 3 для виолонцели соло 1965, № 4 «Дуодецимет» 1966, 1970)
«Телефонная книга», концерт для камерного оркестра и автоответчика (1991)

Камерные сочинения:

Четыре мимолётности для виолончели и фортепиано (1963)
Соната для альта и фортепиано (1964, 2-я ред. 1993)
Маленький дуэт для скрипки и фортепиано (1965)
Четыре пьесы для кларнета и фортепиано (1968)
Соната для кларнета и фортепиано (1972)
Трио-соната для скрипки, альта и виолончели с фортепиано (1972)
Соната для флейты и фортепиано (1975)
Четыре сонаты для баяна (1977, 1985, 1987, 2002)
Струнный квартет (1982)
Соната для арфы и органа (1987)
Вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи Ф. Гарсиа Лорки (1961, 2-я ред. 1974)

Для фортепиано:
Силлогизмы (1964)
Sonatina-ostinato (1978)
Пять сонат (1968, 1973, 1974, 1988, 1998)

Работы в кино:
1969 — Далеко до апреля (короткометражный)
1976 — Меня ждут на Земле
1978 — Игроки (телеспектакль)
1980 — Что там, за поворотом?
1982 — Разбег
1986 — Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса — «Песня о первом полёте» на стихи Владислава Крапивина
1987 — Виктория
1989 — Убегающий август
1991 — Миф о Леониде
1994 — Колечко золотое, букет из алых роз
1995 — Эликсир (короткометражный)
1997 — Светлана (короткометражный)

Работы в театре:
1987 — «Женитьба Белугина» спектакль Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола, постановка Геннадия Егорова

Статьи, исследования:
Банщиков Г. Оркестр в «Поэме экстаза» Скрябина // Оркестровые стили в русской музыке. Сб. ст. Сост. В. И. Цытович, Л., Музыка, 1987. С. 73-81.
Банщиков Г. Законы функциональной инструментовки. Учебник (учебное пособие). СПб., Композитор, 1997.